Панические атаки у детей – внезапные дискретные пароксизмы паники, ужаса, сопровождающиеся вегетативными проявлениями. Они бывают беспричинными или спровоцированным конфликтом, психотравмирующей ситуацией. Повторяются не реже одного раза в неделю. Длятся 20-25 минут. Сопровождаются тревожно-аффективной составляющей, повышением артериального давления, тахикардией, головокружением. В процессы вовлекается ЖКТ и мочеполовая система. Отмечается их дисфункция. Верификация диагноза проводится на основании клинической картины, анамнеза. Диагноз ставится психиатром после консультации невролога, клинического психолога. Терапия включает комбинацию психотерапии и фармакотерапии, позволяющую купировать приступы. Дополнительно требуется обучение самопомогающему поведению.
Описание расстройства
Склонность к страхованию – типичная реакция психогенных заболеваний в детском возрасте. В ситуациях, несущих угрозу жизни, здоровью страх является нормой. Он мобилизует внутренние резервы. В кровь выбрасывается катехоламин адреналин. Учащается пульс, активизируется инстинкт самосохранения. Человек готов бежать или защищаться. В определенные моменты страх возникает спонтанно, достигая уровня аффекта. Это патологическая цепочка реакций с психоневрологической точки зрения является вегето-сосудистым кризом. Эпидемиологическая распространенность составляет 3%. Среди детей препубертатного возраста встречается реже, чем среди подростков в возрасте 10-15 лет. У девочек выявляется в 2 раза чаще.
Причины панических атак у детей
Это полиэтиологическое расстройство. Причиной становится совокупность биологических, средовых, психологических факторов. К социальным относится: деструктивная семейная обстановка, ранняя родительская депривация, конфликты, любые виды насилия, эмоциональная холодность, игнорирование базовых потребностей. Влияние оказывают бедность, тяжелое финансовое положение. Для всех этих ситуаций характерна неопределенность, страх, неуверенность в завтрашнем дне, необходимость защищать себя.
Биологические триггеры включают:
- Отягощенный семейный анамнез. Пока не установлено, какие гены отвечают за возникновение эпизодов. Известно, что генетическая предрасположенность повышает риск на 15-17%. У женщин наследование выражено сильнее до 96%, у мужчин – 21%.
- Интоксикация. Передозировка и длительный прием ряда лекарственных средств приводит к пароксизмальной дисфункции. Факторами риска становится употребление алкоголя, наркотических, психоактивных веществ.
- Дисбаланс гормональной системы. КПА приводит естественное колебание гормонального фона: пубертат, менструация, начало половой жизни.
- Поражения ЦНС. Они представлены пренатальными, постнатальными травмами, нарушениями вегетативной регуляции, ЧМТ, нейроинфекциями.
Бесплатная консультация
Не можете уговорить на лечение?
Наши консультанты помогут Вам найти эффективную мотивацию и уговорить близкого на лечение
Предрасполагающие личностные черты
Характерологическими особенностями, которые увеличивают риск ПА являются:
- Тревожность. Дети, отличающиеся мнительностью, впечатлительностью, внушаемостью больше подвержены приступам паники. Такие качества – база для развития пароксизмальной тревоги.
- Ипохондрия. Постоянное внимание к своему здоровью нарушает автономность работы организма. Ребенок испытывает напряжение, нервозность при любом ухудшении здоровья. Приступы в этом случае воспринимаются, как признак тяжелой опасной болезни.
- Демонстративность. Демонстративный тип акцентуации личности нацелен на желание показать себя в лучшем свете, быть в центре внимания, получить поддержку, признание окружающих.
- Коморбидность. Предрасполагающими факторами становится наличие депрессии, фобического расстройства, социофобии, тревожного расстройства.
Механизм развития
Патогенез представляет собой цепную реакцию. Он строится на нейробиологических, психологических, социальных факторах. Психосоциальные факторы выступают в качестве триггеров, либо формируют предрасположенность к паническим приступам. При воздействии прямых или косвенных причин у человека происходит патологическая активация лимбической системы. Она вызывает гиперсекрецию катехоламинов. Метаболиты ускоряется. Напрягаются мышцы рук, шеи, спины. Сердечно-сосудистая система начинает работать с нагрузкой. Сосуды сужаются. АД повышается. Возникает тахикардия, аритмия. Это приводит к боли в области груди. Нарушения дыхания вызывают гипервентиляцию. Изменение баланса нейромедиаторов снижает концентрацию ГАМК. Избыток углекислого газа в крови, сужение церебральных сосудов вызывают головокружение, тиннитус, ощущение вращения тела. Развивается ощущение тревоги, ужаса, паники, призванные подготовить организм к атаке или бегству.
Первый эпизод всегда вызывает сильнейший стресс. Особенно если взрослые и медицинские работники тоже излишне пугаются происходящего. В дальнейшем у ребенка возникает страх повторения эпизода. Негативные предчувствия достигают такой интенсивности, что в ситуациях, аналогичных первому эпизоду пароксизмы действительно повторяются. Это формирует избегающее поведение.
Классификация
ПА у детей сильно варьируются по разнообразию и выраженности клинических признаков. В зависимости от преобладания тех или иных симптомов различают: фобические, гипервентиляционные, конверсионные, вегетативные, сенестопатические, депрессивно-дисфорические.
По развернутости различают:
- Большие или развернутые эпизоды. Они включают не менее 4-х симптомов. Частота возникновения составляет 1 раз в неделю и реже.
- Абортивный или малый пароксизм. Наблюдается меньше 4 клинических признаков. Развивается до нескольких раз в день.
Симптомы панических атак у детей
Характерным признаком является спонтанность приступов. Они не связаны с жизнеугрожающими или опасными ситуациями. Триггером способна стать индивидуальная фобия: страх высоты, выйти на улицу, остаться одному, заговорить с незнакомцем, выступать перед публикой. Центральное место эпизода занимает пароксизмальная тревога. Это всплеск интенсивного необъяснимого страха. Сила напряжения различается от дискомфорта, напряжения до состояния аффекта. Развивается внезапно за несколько минут. Пик интенсивности приходится на 10-15 минуту. Потом эпизод постепенно угасает.
В отличие от взрослых у детей он проявляется более драматично. Ребенок всхлипывает, кричит, плачет, задыхается. Он выглядит испуганным, потерянным. Это пугает родителей, что еще больше усиливает ПА. Со стороны психики также наблюдается помутнение сознания. Отмечается пространственная дезориентация. Часто присутствует дереализация – ощущение нереальности происходящего. Возникает головокружение, предобморочное состояние, неустойчивость, тиннитус. У ребенка развивается страх потери контроля, смерти, сумасшествия. После окончания эпизода больной испытывает астению, усталость, слабость, подавленность.
Узнайте рекомендации по лечению не выходя из дома БЕСПЛАТНО
Оставьте заявку, мы свяжемся с Вами для подбора времени и нужного Вам специалиста
Вегетативная составляющая включает:
- тремор;
- сухость во рту;
- гипергидроз;
- усиленное сердцебиение, сбои ритма;
- тошноту;
- ощущение нехватки воздуха, одышку;
- сдавление, боль в груди или животе;
- озноб.
У детей младшего возраста возможно непроизвольное опорожнение мочевого пузыря, рвота, дефекация. В редких случаях наблюдаются нарушения зрения, слуха, псевдопарезы, атаксия, расстройство координации, судороги, потеря чувствительности в конечностях.
В большинстве случаев эпизоды происходят днем на фоне бодрствования. Исключительно ночные пароксизмы бывают крайне редко. Иногда они разворачиваются во сне, перед засыпанием, сразу после сна или случайного пробуждения. В этом случае расстройство осложняется инсомнией. Это связано с попытками детей соотнести приступы с определенными ситуациями, окружающей средой и избегать в дальнейшем повторения происходящего.
Диагностика
Диагностические методы включают клиническую оценку, соответствие критериям. Необходим сбор анамнеза, оценка рекуррентной ПА. Для дифференциации, исключения органических причин проводится физикальное, инструментальное обследование.
Часто первым шагом становится консультация педиатра, детского невролога. Но в межкризовый период неврологический статус пациента в порядке. Верификацией занимается психиатр, клинический психолог.
Психиатр беседует с ребенком, его родными или опекунами. Он уточняет время манифестации первого эпизода, частоту пароксизмов, наличие триггеров. Уточняет семейный анамнез, наличие генетической предрасположенности. Учитываются данные неврологического обследования, результаты консультации психолога.
Психолог с помощью опросников, проективных методик, рисуночных тестов выявляет характерологические предпосылки к формированию тревожных расстройств, неврозов. Он изучает эмоциональный фон. Определяет уровень напряженности, наличие фобий.
Дифференциация нужна с бронхиальной астмой, ОКР, патологиями сердечно-сосудистой, эндокринной, нервной системы. Для этого требуется обследование у узких специалистов соответствующего профиля. Лабораторная диагностика позволяет исключить последствия употребления психостимулирующих препаратов.
Важным диагностическим критерием у взрослых и подростков становится избегающее поведение. У детей младшего возраста он отсутствует. Им не хватает проницательности, чтобы предусмотреть опасность. Нет возможности изменить поведение, чтобы исключить ситуации-триггеры.
Лечение панических атак у детей
Терапия носит комплексный характер. Она направлена на купирование эпизодов и предотвращение их дальнейшего развития. В большинстве случаев для этого применяют СИОЗС, бензодиазепины и психотерапию.
Фармакотерапия подбирается индивидуально. Детский психиатр учитывает возраст, состояние организма, вес, клинические проявления болезни. Препаратами выбора становятся антидепрессанты – СИОЗС, трициклические, тетрациклические, ингибиторы МАО. При депрессии, тревоге ожидания, фобических расстройствах предпочтение отдают трициклическим антидепрессантам. Их недостаток – длительный латентный период. В начале лечения возможно усиление симптоматики. У детей наиболее эффективными являются СИОЗС. У них меньше побочных эффектов, возможно длительное время применять без привыкания. Они без седативного эффекта снимают тревожность. Бензодиазепины позволяют быстро купировать приступ. Они бесполезны против агорафобии. Вызывают бензодиазепиновую зависимость, поэтому не подходят для длительного применения.
Психотерапевтические методики позволяют устранить первопричину, обучить приемам самопомощи. Обычно применяют аутотренинг, дыхательную гимнастику, когнитивно-поведенческую методику. Это позволяет анализировать ситуацию, контролировать эмоции. Ребенок понимает, что приступ не представляет опасности для здоровья. С помощью правильного дыхания контролирует вегетативные проявления. Дополнительно осваиваются навыки расслабления, уменьшения тревожности, мнительности.
Где пройти терапию
Лечение детей должны осуществлять специалисты соответствующего профиля: детские психотерапевты, психиатры. Лечение панических атак требует от них значительной компетенции. Доктора высшей категории, имеющие опыт в решении подобных задач есть в частной психиатрической клинике Anima. Клиника оснащена уникальным медико-техническим оборудованием. При необходимости психиатр выезжает на дом или консультирует родителей по телефону. Уважительное отношение и анонимность гарантируются.
Осложнения
Без адекватной терапии заболевание приводит к депрессии, неврозам, фобиям, эпилепсии. Другими осложнениями становятся обмороки с риском травмы, невралгии, расстройства сердечно-сосудистой системы. При длительном течении возникают патологические поведенческие реакции, ограничительное поведение, социальная дезадаптация. Ребенок становится подавлен, апатичен. Он не интересуется учебой. Прежние увлечения перестают увлекать. Больной опасается повторения приступа. Из-за этого боится посещать определенные места, пользоваться общественным транспортом, оставаться одному дома. Среди пациентов с этим заболеванием риск суицидальных мыслей, попыток выше.
Профилактика
Первичные профилактические меры включают создание здоровой психологической обстановки в семье. Важно, чтобы ребенок чувствовала моральную поддержку, интерес к себе, безусловное принятие. Вторичная профилактика включает регулярную диспансеризацию с посещением психотерапевта, своевременном приеме лекарств, отсутствии акцентирования на пароксизмах. При напряженной обстановке, повышенных нагрузках в школе стоит обсудить сложившуюся ситуацию с классным руководителем, школьным психологом.
Прогноз
У пациентов без коморбидных расстройств при адекватной терапии это прогностически благоприятное расстройство. Ухудшает прогноз наличие тревоги, ипохондрии, депрессии. Чем больше ребенок и родители пугаются происходящего, тем чаще возникают приступы. Пристальное внимание со стороны окружающих, родственников, медработников к расстройству увеличивает риск дезадаптационного поведения и развития фобий. Тяжесть ПА варьируется без внешних причин. Возможны спонтанные длительные ремиссии, неожиданные рецидивы.
Список литературы:
- Мельников А. Н., Станько Э. П. Панические атаки у детей и подростков // Журнал ГрГМУ. 2005. №3 (11).
- Акимов Г.А., Ерохина Л.Г., Стыкан О.А. Неврология синкопальных порогов. – М., 1987. – 208 с.
- Дорошкевич М.П., Калюжный В.В. Неврозы и невротические состояния у детей и подростков. – Мн., 2004. – 223 с.
- Дзюман Е.М., Михеева Г.Ф. Психотерапия панических атак: опыт групповой работы // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. 2018. №3.
- Михальчи Е.В. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОПОМОЩИ ПАЦИЕНТОВ С ПАНИЧЕСКИМИ АТАКАМИ // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2019. №4.