Пограничная интеллектуальная недостаточность

Вам кажется, что у ребенка снижен интеллект? Несмотря на все педагогические усилия у него неустойчивое внимание, узкий словарный запас и кругозор? Расскажем, что такое пограничная интеллектуальная недостаточность и как ее корректировать.

Оставить заявку Написать в WhatsApp
vrach

Пограничная интеллектуальная недостаточность – гетерогенная группа состояний, для которых характерна незначительная интеллектуальная недостаточность. Они различны по этиопатогенезу, клиническим проявлениям. У людей с этим расстройством коэффициент интеллекта слегка ниже среднего уровня. Он составляет 70-85 IQ. При этом страдают когнитивные способности, абстрактное, логическое мышление. Словарный запас обеднен. Такие лица отличаются неустойчивостью внимания, узким кругозором. Темповое отставание формирования психических механизмов является обратимым. Верификацией занимается психиатр, клинический психолог. Диагностические методы включают беседу, наблюдение, психодиагностику. Лечение – коррекционные занятия, направленные на исправление когнитивного дефицита. Фармакотерапия зависит от основного заболевания.

Описание расстройства

Основной характеристикой ПИН является минимальная мозговая дисфункция. Она сопровождается легкой недостаточностью интеллекта, которую возможно скорректировать по мере взросления ребенка. Задержка развития не достигает клинически значимого уровня. Она менее стойкая, чем дебильность. Поддается компенсации. У пациентов часто присутствует аффективная поведенческо-волевая симптоматика, астения, СДВГ. Они расторможены, склонны к разрушению, не способны длительное время удерживать внимание. Им сложно подчиняться школьной дисциплине.

Определить частоту встречаемости невозможно в связи с разнообразием патогенетических и этиологических факторов возникновения. Эпидемиология составляет 1,5-3% в популяции.

Бесплатная консультация

Не можете уговорить на лечение?

Наши консультанты помогут Вам найти эффективную мотивацию и уговорить близкого на лечение

icon

Причины пограничной интеллектуальной недостаточности

Этиология расстройства неоднородная. ЗПР проявляется на фоне:

  1. Патологий в пренатальный период. К ним относятся: тератогенные влияния, инфекции во время беременности. Негативно воздействует на интеллект ребенка гипоксия плода, несовместимость по АВО и резус-фактору, интоксикация бензодиазепинами и другими лекарственными средствами.
  2. Осложненных родов. Задержка психического развития возможно при асфиксии и родовых травмах.
  3. ЧМТ, нейроинфекции. Травматические и инфекционные поражения мозга в раннем возрасте чреваты мозговой дисфункцией. В зависимости от возраста, в котором было перенесено заболевание степень повреждения различается. Значение имеет интенсивность повреждающих факторов.
  4. Развития личности по невротическому типу. Оно характерно для семей с родителями, страдающими от повышенной тревожности, авторитарности, грубости, деспотичности. Провоцирует неврозы, неврозоподобные состояния, навязчивости. Стремление избегать ошибок и неудач, парализует деятельность ребенка, в том числе интеллектуальную. Развивается синдром выученной беспомощности.
  5. Психогенного генеза. Сюда входят ошибки воспитания, педагогическая запущенность, длительное пребывание в негативных социальных условиях. Деструктивно влияют на развитие интеллекта противоречивые требования, безнадзорность, гиперопека, жестокость, авторитарность родителей. У детей из неблагополучных семей наблюдается когнитивная депривация, обеднение развивающей среды, недостаток информации.
  6. Конституционный или генетической незрелости мозговых структур. Сложности в обучении возникают при поражении лобной, височных, теменной коры. Эти структуры отвечают за познавательную деятельность и развитие речи.
  7. Рано возникших или врожденных дефектах слуха и зрения. Этиофактором могут быть любые физические аномалии, ограничивающие возможности интеллектуального развития.
  8. Длительных соматических патологий. Спровоцировать ПИН способны эндокринные, неврологические заболевания, гормональный дисбаланс, астенический синдром. Негативно влияет на когнитивные способности долговременное пребывание в лечебных учреждениях.

Механизм развития

Патогенез ассоциирован с замедленным созреванием филогенетических мозговых структур. К онтогенетически молодым отделам мозга относится префронтальная кора, лобные доли большого полушария. Они отвечают за программирование и контроль сознательного поведения, сложные действия. Ведущей причиной становится отставание темпов или незначительное органическое повреждение, приводящие к выпадению функций и элементов, необходимых для сложной когнитивной деятельности. Это могут быть специфические нарушения экспрессивной и импрессивной речи, артикуляции, дисграфия, дислексия, дискалькулия. На фоне минимального органического повреждения ЦНС развивается повышенная нервно-психическая истощаемость, снижение скорости психических процессов.

При педагогической запущенности формируется темповое отставание созревания, легко поддающееся коррекции. При органическом генезе патологии наблюдается более стойкая клиническая картина нарушения.

Узнайте рекомендации по лечению не выходя из дома БЕСПЛАТНО

Оставьте заявку, мы свяжемся с Вами для подбора времени и нужного Вам специалиста

icon

Классификация

Существует разделение на: парциальную, с выполнением какой-то, одной функции и тотальную, с одновременной задержкой всех элементов развития.

В клинической практике используют систематизацию по структуре дефекта:

  1. Энцефалопатический. Характерен для ДЦП, энцефалопатии, церебрастении, психологического синдрома. В его основе лежат остаточные явления органического поражения ЦНС.
  2. Дизонтогенетический. Связан с неравномерностью созревания мозговых структур. Наблюдается при РДА, искаженном психическом развитии, инфантилизме, парциальных задержках.
  3. Смешанный. Дизонтогенетически-энцефалопатическая форма провоцирует общую ЗРР, ОНР, моторную алалию.

Симптомы пограничной интеллектуальной недостаточности

Клиническая картина обращает на себя внимание в дошкольном и младшем школьном возрасте. У детей с ПИН нарушается функции произвольного внимания. Они легко отключаются, с трудом фиксируют внимание. С трудом воспринимают зеркальные, перевернутые или незавершенные изображения. Это связано с недостаточной интеграцией функции мозга. Ребенок плохо отличает право-лево, поскольку нарушена ориентация собственного тела в пространстве и пространственные отношения в целом.

В школьном возрасте наблюдается отставание в развитии речи: ограниченный словарный запас, отсутствие эрудированности, кругозора. Затруднено социальное взаимодействие: дети не умеют знакомиться, просить, предлагать помощь. Навыки гигиены и самообслуживания развиваются с запозданием. Из-за недоразвитости абстрактно-логического мышления плохо воспринимаются метафоры, смысл поговорок, пословиц.

Церебрастенический синдром вызывает ухудшение запоминания, быстрое психическое истощение. О нем говорит отставание эмоционально-волевых функций в сочетании с минимальной ЗПР. Такие дети плохо осваивают групповые, сюжетно-ролевые игры. Они предпочитают простую игровую деятельность. Плохо запоминают и усваивают правила, не способны придерживаться инструкций. Расстройство часто сочетается с несформированностью учебных навыков, ЗРР.

Пограничная интеллектуальная недостаточность: симптомы

Диагностика

Отсутствие четких критериев осложняет диагностику. Затрудняет ситуацию различие требований к интеллектуальному развитию детей разных социальных групп.

Кризисным является поступление в среднюю школу и ее окончание. Диагностика проводится психиатром, психологом, социальным педагогом. Патопсихолог проводит специфическое исследование. Выбор методики зависит от возраста пациента. Для верификации используют:

  1. Клиническую беседу. В ее ходе врач общается с родителями и ребенком. Собирает анамнез. Он исследует уровень речевого развития, способность понимать иносказания.
  2. Наблюдение. Отмечается умение больного идти на контакт, решать простые логические задачи.
  3. Изучение интеллекта. Проводится при помощи детского теста Векслера или невербальной его части.
  4. Диагностику памяти. Хорошо себя зарекомендовали методы пиктограммы, “10 слов”, опосредованная память.
  5. Тестирование мышления. Применяют игры: “найди лишнее”, “классификация”, “сравнение понятий”.
  6. Проверку внимания. Для его определения используют “красно-черные таблицы”, “таблицы Шульте”.

Дифференциальная диагностика

По DSM-5 дифференциация требуется с умственной отсталостью легкой формы. При этом требуется тщательная оценка интеллектуальных адаптивных функций. Необходимо принимать во внимание наличие сопутствующих расстройств, осложняющих обследование. В пользу ПИН говорит меньшая стойкость нарушений, IQ от 70 баллов. При минимальной ЗПР присутствует легкое снижение аналитико-синтетической функции и способности к абстрагированию. Отмечается неустойчивость концентрации, повышенная истощаемость психической деятельности, нарушение переключаемости. Органический компонент присутствует при отклонении от нормы. Снижение памяти сигнализирует о церебрастеническом синдроме.

Лечение пограничной интеллектуальной недостаточности

Лечебный алгоритм составляется при участии педагога, психолога, невролога. Методика зависит от первопричины заболевания.

Основа лечения – психолого-педагогическая коррекция. Занятия носят регулярный характер. Они помогают компенсировать или развить недостающие функции. Для этого одновременно осуществляется воздействие на несколько типов памяти: аудиальной, зрительной, тактильной, двигательной, визуальной.

Фармакотерапия зависит от патогенеза и симптоматики основной патологии. Показаны препараты, стимулирующие обменные процессы, кровообращение мозга: блокаторы кальциевых каналов, ноотропы, психостимуляторы, аминокислоты.

Реабилитация направлена на адаптацию в учебном заведении. Для этого требуется помощь родителей, педагогов. На первых порах детям создаются щадящие условия. Они позволяют скорректировать интеллектуальное отставание. В этом процессе помогает спокойный разбор совершенных ошибок, индивидуальные внеурочные занятия, помощь репетиторов.

Подберем индивидуальный план лечения

icon

Осложнения

Основной опасностью в отсутствии адекватного лечения является учебная и профессиональная несостоятельность. Она приводит к дезадаптации в социуме. Стандартная учебная программа начальных классов доступна для понимания практически всеми пациентами. Усложненная форма обучения и предметы, требующие развитого логического и абстрактного мышления вызывают сложности. На фоне учебной неуспеваемости проявляются нарушения поведения. Чем сильнее выражена дезадаптация, тем выше их риск. Они выражаются в прогулах, негативизме по отношению к педагогам и значимым взрослым, приступах агрессии, хулиганстве, вандализме. В небольших школах, где требования к ученикам снижены есть вероятность избежать осложнений. При прохождении адекватной терапии подростки способны получить средне-специальное образование, освоить рабочую профессию.

Где пройти коррекцию

Лечение деменции и пограничной умственной отсталости возможны в частной психиатрической клинике Anima. Клиника оснащена новейшим медико-техническим оборудованием, это позволяет провести дифференциацию, установить первопричину снижения мыслительных способностей. Высококвалифицированные психиатры, психологи составят алгоритм лечения с учетом особенностей течения расстройства. При подборе медикаментозных препаратов предпочтение отдается комбинированным лекарствам нового поколения, имеющим меньшее количество противопоказаний. Анонимность и уважительное бережное отношение гарантируются.

Профилактика

Первичная профилактика начинается еще на этапе планирования беременности и продолжается на протяжении всего неонатального и раннего возраста. Важно заботиться о здоровье беременной, исключить тератогенные факторы. В постнатальный период риски снижают отсутствие ЧМТ, нейроинфекций, длительные соматические заболевания.

Прогноз

ПИН прогностически благоприятное расстройство. Добиться компенсации возможно с помощью лечения, выбора упрощенных или специализированных учебных программ. Со временем интеллект достигает нижней или средней границы нормы.

Список литературы:

  1. Маршалкин Александр Павлович, Порошина Елена Александровна Современные подходы к диагностике различных форм задержки психического развития // Специальное образование. 2011. №1.
  2. Ахутина, Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход /Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. Питер, 2008.
  3. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. – М., 1993.

Статья проверена экспертом