Пренатальный стресс – совокупность негативных психоэмоциональных реакций, ухудшающих гомеостаз беременной и плода. Это плохо сказывается на текущем и будущем состоянии ребенка и матери. У первого наблюдаются повышенная двигательная активность в пренатальный период, поведенческие расстройства, неврозы, РДА, психосоматические проявления, гиперактивность – в постнатальный. У женщины отмечаются: эмоциональная лабильность, аффективная напряженность, беспокойство. В дальнейшем выше риск послеродового блюза, депрессии. Для верификации используют клиническую беседу, психометрические опросники. Терапия основана на психотерапевтических практиках: групповой, когнитивно-поведенческой. Требуется обучение методам релаксации.
Описание патологии
Стресс является физиологической реакцией на эмоциональные, психические, физические вызовы, которые испытывает беременная. Несмотря на то, что внутренние динамические процессы ПС и его влияние на психику плода ведутся около 50 лет, механизмы, участвующие в его возникновении еще недостаточно изучены. Это связано с эффектами, который оказывает изменение физиологии беременной на центральную, периферическую ЦНС, связанную с психобиологическими реакциями на переживания. Но влияние отрицательных эмоций на онтогенез плода, течение родов доказано. Оно несколько различается в зависимости от пола ребенка. У девочек негативный эффект протекает более сглажено. Они легче адаптируются, но последствия влияния более разнообразны. Для мальчиков характерны психосоматические заболевания, снижение когнитивных способностей, легкие и умеренные отклонения в развитии. Эпидемиология ПС не установлена.
Причины пренатального стресса
На фоне физиологической перестройки организма, изменения гормонального фона происходит истощение нервной системы беременной. Сопротивляемость внешним негативным факторам снижается. Тревога за здоровье будущего ребенка, изменение образа жизни, снижение социальной активности провоцируют эмоциональное напряжение. Увеличить риски способны:
- Состояние здоровья. Беспокойство часто ассоциировано с осложнениями беременности, острыми патологиями, обострением хронических заболеваний у матери. Соматические нарушения, даже не сопровождающиеся эмоциональным компонентом, способны спровоцировать ПР.
- Деструктивные отношения с партнером. К ним относятся его неприятие будущего отцовства, алкогольные или наркотические аддикции, отсутствие внимания и помощи. Мощным стрессовым фактором становится измена или уход из семьи супруга.
- Семейные проблемы. Ухудшает процесс ожидания ребенка вынужденное проживание с токсичными родственниками, финансовые проблемы, соло-материнство, отсутствие стабильности.
- Характерологические особенности. Акцентуация таких черт, как мнительность, тревожность, пессимизм, эгоцентризм, истеричность осложняет восприятие своего состояния. К третьему триместру усиливается беспокойство, связанное с предстоящими родами и здоровьем будущего ребенка.
- Неготовность к беременности. Если ребенок не запланированный, первый-второй триместр сопровождается внутренним конфликтом женщины. Возникают сомнения в правильности своего репродуктивного выбора.
Бесплатная консультация
Не можете уговорить на лечение?
Наши консультанты помогут Вам найти эффективную мотивацию и уговорить близкого на лечение
Механизм развития
Трансформация стресс-реакции из общего неспецифического звена адаптации в специфическое звено патогенеза обусловлено ее избыточностью. В основе патогенеза лежит субъективно воспринимаемый стресс. Он является более значимым по сравнению с объективными причинами для беспокойства. Во время беременности происходит активизация коры надпочечников. Она приводит к повышенному выбросу в кровь глюкокортикостероидов. Они стимулируют метаболические процессы. Обеспечивает правильное протекание онтогенеза: закладку, дифференцировку тканей и органов плода. Контроль за выработкой ГКС осуществляется рядом протеинов, ферментов. Под воздействием стресса тормозится синтез белков и нуклеиновых кислот. Увеличивается глюконеогенез, запас гликогена в печени. Концентрация глюкокортикостероидов в организме матери и плода резко увеличивается. Это приводит к нейрогормональным нарушениям. ГКС накапливаются в ЦНС ребенка приводя в дальнейшем к дисфункции развития. Манифестация нарушений возможна в постнатальный период или во время возрастных кризисов первого года жизни, 7-9 лет. Находясь в центральном ядре миндалины, экстрагипоталамических структурах они способствуют развитию невротических реакций. Провоцирют безосновательное ощущение тревоги, страха, беспокойства.
Симптомы пренатального стресса
Клинические признаки у матери включают:
- повышенную эмоциональную лабильность: плаксивость, раздражительность, вспышки агрессии;
- быструю утомляемость: снижение внимания, мнемонических, когнитивных способностей;
- нарушения сна, аппетита: инсомнию, ночные кошмары, дневную сонливость, переедание, тягу к жирным, сладким продуктам;
- подавленность, апатию, дисфорию;
- навязчивые мысли, связанные с будущим ребенком, его здоровьем, предстоящими родами.
Психовегетативная симптоматика включает цефалгию, лабильность пульса и АД, тахикардию, головокружения.
У плода ПС сопровождается увеличением двигательной активности. Количество шевелений растет пропорционально интенсивности переживаний матери. Такое состояние у ребенка сохраняется на протяжении нескольких суток после окончания действия стрессового фактора. Это провоцирует:
- Дисгормональный, нутритивный стресс. Он сопровождается гипотрофией, недоношенностью, снижением уровня гормонов щитовидной железы, соматотропной недостаточностью. У ребенка высок риск задержки внутриутробного развития. Уменьшение гормонов Т3, Т4 опасно проявлением критинизма.
- Гормональный, иммунный дисбаланс. Он опасен цитокиновой экспансией. Повышается проницаемость плацентарного барьера для внутриутробных инфекций.
- Гипоксию плода. Она опасна врожденными пороками развития, осложнениями беременности.
Новорожденные, перенесшие ПС имеют более низкую оценку по шкале Апгар. Они отличаются плаксивостью, часто просыпаются ночью. У них наблюдается сбой циркадных биоритмов. Отмечаются расстройства ЖКТ, обратный рефлюкс, частые срыгивания. У этих детей ниже адаптационные способности, повышенная эмоциональная лабильность, впечатлительность. Наблюдаются трудности социализации. Последствия наблюдаются на протяжении всей жизни ребенка.
Диагностика
Верификация у матери происходит в период беременности. По результатам составляется тактика лечения. Основными методами являются психодиагностика и клиническая беседа, дополнительно назначаются физикальные, лабораторные методы.
Психометрическое обследование включает использование шкалу воспринимаемого стресса-10, ПЭН, шкалу ситуативной тревожности Ч. Д. Спилбергера, тестов С. Коухена, Г. Виллиансона. Психолог исследует тип личности будущей матери, чтобы понять присутствуют ли у нее черты, способствующие дезадаптации.
Во время опроса матери уточняется была ли беременность запланированной, какие отношения у женщины с отцом ребенка. Исследуется уровень социальной и финансовой стабильности, наличие хронических и соматических заболеваний. При диагностики ПС у ребенка врач узнает об отношении родителей, их ожиданий относительно пола ребенка. Выясняется были ли осложнения во время пренатального периода и родов.
Психодиагностика ребенка зависит от симптоматики. Тестирование позволяет выявить психосоматические проявления, неврозы, патологии развития, негативные акцентуации характера. Для этого используют рисуночные тесты, проектированные методики, опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина, патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко.
Узнайте рекомендации по лечению не выходя из дома БЕСПЛАТНО
Оставьте заявку, мы свяжемся с Вами для подбора времени и нужного Вам специалиста
Лечение пренатального стресса
Помощь матери направлена на устранение этиофакторов, обучение методам саморегуляции эмоционального фона. Если стресс носит внешний характер, не поддающийся корректировке, важно помочь изменить беременной отношение к происходящему. Для этого используется когнитивно-поведенческая методика, позволяющая выявить негативные паттерны. Страхи логически прорабатываются, постепенно заменяясь адаптивными убеждениями. Женщина учится анализировать триггерные факторы, минимизировать свою реакцию на стресс. Для этого она изучает техники расслабления. Они включают способы глубокого дыхания, аутотренинг, самомассаж, двигательные упражнения, снимающие физиологические последствия тревоги. К ним относится мышечное напряжение, нарушения поступления кислорода.
Групповая терапия позволяет обрести поддержку, принять беременность, адаптироваться к роли матери. Она снижает страх перед родами, возможной смертью. В ходе занятия женщины осваивают правильное поведение в родах, учатся повышать болевой порог, правильно дышать. Дополнительно используется арт-терапия, сказкотерапия, лечение музыкой.
В детском возрасте терапевтические методики направлены на устранение последствий ПС. Для этого используют семейную, групповую, когнитивно-бихевиоральную терапию.
Взрослым пациентам, перенесшим в пренатальный период стресс требуется осознать переживания, находящиеся в области бессознательного. При этом хорошо себя зарекомендовала глубинная психотерапия, психоанализ, телесноориентированная методика, гипноз.
Где получить профессиональную помощь
В тяжелых случаях потребуется помощь психолога, психотерапевта, чтобы пройти лечение неврозов. В период беременности женщине стоит проходить лечение в комфортных условиях. Ожидание в очередях увеличивает риск респираторных заболеваний, повышает уровень стресса. Избежать этого возможно в частной психиатрической клинике Anima. Доктора высшей категории предложат курс индивидуальной, семейной и групповой психотерапии. При необходимости подберут мягкие седативные препараты, которые не повредят плоду. Анонимность и уважительное отношение гарантируются.
Осложнения
В период беременности стресс у женщины провоцирует: гипоксию плода, аномалии формирования ЦНС. У нее на 20% повышается риск преждевременных родов. У детей наблюдается психоневрологические отклонения, ЗПР в легкой средней форме, СДВГ, невротические расстройства, импульсивность, психопатия, ранние формы аутизма. Часто отмечаются соматические заболевания, имеющие психогенное происхождение. Они возникают в раннем детстве и продолжаются на протяжении жизни. Частыми последствиями становятся ОКР, сексуальные депривации, бронхиальная астма, аллергия, фобии, нейродермит, речевые нарушения, энурез. Таким детям сложно дается социализация. У них лабильная самооценка, склонность к зависимости, обидчивости, повышенная потребность в любви и принятии.
Профилактика
Первичная профилактика должна начинаться еще на стадии планирования беременности. Будущей маме необходимо научиться поддерживать эмоциональную стабильность. Важно правильно питаться, придерживаться режима сна и отдыха, бывать на свежем воздухе, освоить техники релаксации и глубокого дыхания. Необходимо обязательно иметь источник положительных эмоций: хобби, занятия творчеством, общение с друзьями, прогулки. При ухудшении самочувствия важно своевременно обращаться к врачу.
Прогноз
Вероятность и тяжесть последствий определяется продолжительностью и силой стресса. При своевременной психологической помощи – это прогностически благоприятная патология. Ребенок рождается без отклонений, развивается в пределах возрастной нормы.
Список литературы:
- Вялкова А.А., Фролов Б.А., Савельева Е.В., Чеснокова С.А. Пренатальный стресс и его роль в патологии детского возраста: исторические аспекты и современное состояние вопроса (обзор литературы). Нефрология. 2020;24(3):28-41.
- Одинцова Оксана Юрьевна, Барабошин Александр Тимофеевич, Крюкова Татьяна Леонидовна ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ДИАДИЧЕСКИЙ СТРЕСС КАК КОНТЕКСТ СТРАХА БЕРЕМЕННОСТИ И РОДОВ // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. №2.
- Волков В.Г., Бадаева А.А., Бадаева А.В. ПРЕНАТАЛЬНЫЙ СТРЕСС КАК ФАКТОР РИСКА ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫХ РОДОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 5.