Существует ли профилактика психических заболеваний

Психическое здоровье – важнейший элемент благополучия. Оно позволяет противостоять стрессам, жизненным вызовам. Помогает реализовать свои способности. Расскажем, можно ли предотвратить возникновение болезней психики.

Потеря психического здоровья пугает. На нем базируется способность к адаптации, социализации, реализации себя, как личности. Для этого требуется достаточный уровень психической энергии, пластичность и гармоничность этой сферы. Усиливает страх перед ментальными заболеваниями их стигматизация в обществе. Психически больные люди в момент обострения не только представляют опасность для себя и близких, но и сами часто становятся жертвами преступников. Известно, что болезнь легче предотвратить, чем лечить, поэтому тема профилактики ментальных расстройств крайне актуальна.

Факторы риска

Они разделяются на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) причины. К первым относятся: ЧМТ, нейроинфекции, интоксикация, радиационное поражение, острые или хронические стрессы. Эндогенными причинами являются:

• соматические заболевания, угнетающие работу головного мозга;
  • генетическая предрасположенность;
  • отягощенная наследственность;
  • нарушение онтогенеза во внутриутробном периоде или раннем детском возрасте;
  • биохимические сбои приводящие к снижению выработки дофамина, серотонина, эндорфина;
  • аутоиммунные заболевания.

Методы профилактики

Существуют первичные и вторичные методы. Первичные направлены на недопущение развития заболевания. Вторичные призваны не допустить рецидив уже проявившейся болезни. Они различаются в зависимости от диагноза.

Не можете уговорить на лечение?

Наши консультанты помогут Вам найти эффективную мотивацию и уговорить близкого на лечение

Первичные способы

Основным способом становится здоровый образ жизни. Важными пунктами являются:

1. Гармоничные отношения в семье. Известно, что деструктивные взаимоотношения, ссоры, скандалы увеличивают риск развития нарушений психики. Особенно это актуально в детском возрасте. Неправильные стратегии воспитания: излишняя жестокость, авторитарность, гиперопека, безнадзорность неблагоприятно сказываются на ребенке и увеличивают риски.
  2. Регулярные интимные отношения. Повышенная сексуальная активность истощает нервную систему, а длительное воздержание провоцирует депрессию.
  3. Систематическое общение с близкими. Это позволяет получать необходимую поддержку. При возникновении заболевания, родные люди смогут заметить симптоматику на раннем этапе, когда болезнь хорошо поддается лечению.
  4. Поддержание здорового образа. Наличие алкогольной, наркотической аддикции один из ведущих предрасполагающих факторов. Отказ от вредных привычек снижает риски.
  5. Соблюдение режима сна и отдыха. Глубокий сон позволяет восстановить нервную систему, препятствует развитию болезней. Его продолжительность у взрослого человека должна составлять не меньше 7-8 часов в сутки.
  6. Умеренные физические нагрузки. Регулярные занятия спортом, танцами, активные пешие прогулки помогают избавляться от излишков адреналина. Накапливаясь в организме, этот гормон способствует истощению ЦНС и манифестации психических заболеваний.
  7. Использование методик для снятия стресса. Они включают медитацию, аутотренинг, дыхательные упражнения. При необходимости нужно обратиться к врачу, чтобы он подобрал мягкие седативные средства.
  8. Наличие хобби. Занятие любимым делом позволяет снимать накопившееся психическое напряжение.
  9. Посещение тренингов, расширяющих компетенции: программ повышения навыков общения, развития детей и молодежи, улучшение для доступа к образованию женщин с маленькими детьми, поддержке пожилых. Это позволяет обрести новые умения, улучшает адаптивность, способность к социализации.
  10. Своевременное прохождение диспансеризации. Оно помогает обнаружить и пролечить соматические, инфекционные болезни, способные спровоцировать осложнения, сказывающиеся на психическом здоровье человека.
  11. Недопущение интоксикации. Для этого важно соблюдать меры предосторожности при работе с ядовитыми веществами, контролировать сроки годности продуктов и лекарственных средств. Наиболее распространенными токсичными веществами, провоцирующими психические расстройства являются алкоголь, наркотики. Для сохранения ментального здоровья их стоит избегать.
  12. Предотвращение травматизма. Оно включает использование шлемов, защиты, качественной экипировки при занятии травмоопасными видами спорта соблюдение правил ПДД.

Вторичная профилактика

Она направлена на предотвращение рецидивов, осложнений, хронизации имеющейся болезни. Заключается в своевременном приеме лекарственных препаратов, прохождении индивидуальных и групповых психотерапевтических программ, регулярном посещении психиатра.

Признаки, при которых требуется обращение к врачу

Симптомы психических болезней разнообразны. Даже в рамках одного диагноза они могут проявляться по-разному. Поэтому при возникновении нескольких симптомов стоит проконсультироваться с доктором.

Поводом для беспокойства является повышение чувствительности к световым, звуковым, осязательным воздействиям. Аффективные расстройства сопровождается частой сменой настроения без внешних причин, продолжительной апатией, длительным депрессивным восприятием мира. При маниакальных эпизодах наблюдается нездоровое оживление, ажитация, суетливость.

Серьезным признаком являются иллюзии, то есть искаженное восприятие реальности и галлюцинации, при которых больной видит, слышит или ощущает несуществующие вещи. Насторожиться стоит при развитии бреда или бредовых идей, в необоснованности которых невозможно разубедить больного.

Тревожными моментами являются наличие навязчивых мыслей, фобий, повышенной тревожности, быстрая смена мыслей или заторможенность мыслительной сферы, зацикленность на мелочах. Повод для консультации – усиление или ослабление памяти, полная или эпизодическая амнезия.

Где найти профессиональную помощь, если возникли болезни психики

Лечение психических расстройств возможно пройти в частной психиатрической клинике Anima. Опытные психологи, психиатры проведут обследование, поставят диагноз, подберут алгоритм терапии. Основными методами становятся лекарства и психотерапия. В зависимости от заболевания пациенту назначат, скорректируют медикаментозную схему. Эффективными психотерапевтическими методиками являются: когнитивно-поведенческая, рациональная, бихевиоральная. В нашей клинике есть психотерапевты, владеющие этими методами.

Родственникам больным оказывают информационную и психологическую поддержку. Им рассказывают об особенностях заболевание. Учат, как правильно взаимодействовать с заболевшим. Семейная терапия позволяет гармонизировать отношения между родственниками. Часто это позволяет сохранять длительную ремиссию, выстраивать здоровые границы, снимает напряжение, неизбежное в семье, где есть психически нездоровый человек.

Врачи принимают амбулаторно или выезжают на дом. Всем клиентам гарантируется уважительное бережное отношение и конфиденциальность.

Список литературы:

1. Ягина Ольга Михайловна СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // Социология. 2022. №1.
  2. Овчинникова Алена Геннадьевна ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ КАК МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ // ELS. 2023. №апрель.
  3. Чеснокова И. И., Проблема самосознания в психологии. – Москва : Наука, 1977. – 144с.