Психические заболевания

Аэрофобия

Боитесь летать на самолетах и не знаете, как преодолеть страх? Не знаете, куда обратиться за помощью? Расскажем все о лечении аэрофобии.

Подробнее
vrach

Аэрофобия – отдельный страх или симптом других фобических расстройств. Он проявляется панической боязнью полетов. Сопровождается тревогой, нарастающей за несколько дней до предстоящего перелета. Во время путешествия отмечается дезориентация в пространстве, тахикардия, повышение АД, гипертонус мышц, диспноэ, тошнота. Больной страдает от навязчивых мыслей, связанных с неминуемой авиакатастрофой. Часть пациентов, не в силах преодолеть страх и вынуждены отказываться от перелетов. Другие заранее принимают успокоительные средства, алкогольные напитки. Верификация диагноза строится на основании анамнеза и клинической беседы. Лечение основано на психотерапевтических практиках.

Описание болезни

Из-за высокой распространенности болезни и необходимости пользоваться воздушным транспортом к этой разновидности фобических расстройств приковано много внимания. Доступность статистики, подтверждающей безопасность полетов, не до конца помогает снизить частоту встречаемости этого расстройства. Все связанное с высотой подсознательно воспринимается агрессивной средой. В разной степени выраженности она наблюдается у 85% лиц. Значительно выражена она у 40% человек в популяции. Клинически значимой считается у 15% больных. В группе риска люди старше 25 лет. Среди женщин аэрофобия распространена выше. Этот психоэмоциональный процесс не подконтролен человеку, требуется помощь клинического психолога или психотерапевта.

Пациенты вынуждены перед перелетом употреблять большие дозы успокоительных препаратов, алкоголь. Регулярная тревога провоцирует психосоматические заболевания, утомляет, сказывается на трудоспособности. В наиболее тяжелых случаях они отказываются от перелетов в пользу наземного транспорта. Это сказывается на качестве жизни и профессиональных перспективах больных.

Причины аэрофобии

Этиология носит многофакторный характер. Вызвана эндогенными и экзогенными причинами. К первым относятся:

  • хронический или острый стресс;
  • длительное переутомление;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • невроз;
  • депрессивные расстройства;
  • слабый вестибулярный аппарат;
  • соматические заболевания, снижающие общую стресс-резистентность.

Внешними причинами становятся:

  • недостаточная информированность;
  • опыт сложных полетов;
  • частые упоминания авиакатастроф в различных источниках.

Механизм развития

Патогенез носит невротический и психотический характер. Расстройство связано с наличием следующих состояний:

  • танатофобией, то есть страхом смерти;
  • аэронаусифобией- то есть боязнью возникновения воздушной болезни;
  • гиперконтролем, желанием полностью владеть ситуацией (во время полета пассажир вынужден целиком довериться экипажу самолета, что вызывает сильнейший дискомфорт);
  • клаустрофобией, страхом перед невозможностью покинуть замкнутое пространство самолета;
  • акрофобией, то есть боязнью высоты, гипертрофированно переживаемой в процессе перелета.

В редких случаях это самостоятельное расстройства, развившееся под влиянием нескольких внешних и внутренних факторов. Болезнь возникает не сразу. Влияние оказывает наследственная предрасположенность, личностные особенности и манера воспитания, формирующие характер человека. Склонность к аэрофобии проявляют лица тревожные, мнительные.

Усиливать нервозное состояние может недостаток знаний о механике полета. Например, если пассажирам объявляют, что вылет задержан из-за погодных условий, при этом они наблюдают взлеты и посадки других самолетов, у них возникает непонимание. Внутреннее напряжение нарастает, сменяясь тревогой и паникой. Понимание того, что технические особенности их самолета не позволяют провести вылет в таких погодных условиях позволяют рационализировать страх.

При недостатке информации ситуация подсознательно воспринимается, как опасная. Надпочечники выбрасывают в кровь большое количество адреналина. Человек начинает искать способы спастись. Поступающие от внешних органов чувств сигналы, говорят, что бежать некуда. Страх берет верх над сознанием пациента. На фоне активации скрытых резервов организма возникают вегетососудистые проявления.

Постприступное состояние сопровождается слабостью, головной болью, вялостью, нарушением сознания.

Классификация

Различают:

  1. Изолированную форму, в большинстве случаев посттравматического генеза;
  2. Сочетанную с иными фобическими расстройствами.

Симптомы аэрофобии

Основным признаком становится устойчивый страх перед полетами. У многих пациентов заранее начинаются навязчивые тревожные мысли. В сложных случаях они манифестируют за месяц до предстоящего перелета. Сопровождаются вегетативными нарушениями. Больные бесконечно изучают статистику крушений, смотрят видео катастроф.

Постепенно клинические признаки усиливаются. Они представлены:

  • тошнотой;
  • дисапноэ, то есть ощущением нехватки воздуха, одышки;
  • гипертонией;
  • учащенным сердцебиением;
  • гипертонусом мышц или мышечной слабостью в конечностях;
  • гипергидрозом;
  • ощущением жара и холода;
  • диареей;
  • тиннитусом;
  • головокружением;
  • дезориентацией в пространстве;
  • паникой;
  • страхом смерти;
  • ощущением пустоты в голове.

Симптомы особенно сильно проявлены во время прохождения зоны турбулентности, взлетов и посадок. Боязнь может быть связана не только с ожиданием грядущей катастрофы, но также с предстоящим приступом паники, опасением сердечного приступа или потери сознания.

Аэрофобия: диагностика и лечение

Диагностика

Верификация диагноза происходит в ходе клинической беседы с психиатром. Он собирает анамнез, проводит тестирование. Врач уточняет, с чем связан страх перелетов. Это позволяет провести дифференциацию от других фобических расстройств. Дополнительно требуется консультация:

  • оториноларинголога для проверки вестибулярного аппарата;
  • невролога;
  • кардиолога, который должен исключить сердечно-сосудистые патологии.

Лечение

Терапия строится на исполнении кратковременных психотерапевтических методов:

  • гипноза;
  • НЛП;
  • когнитивно-поведенческой;
  • экспозиционной терапии.

Занятия проходят индивидуально или в составе группы.

Человека обучают навыкам релаксации, помогают выявить и убрать ошибочные установки и сформировать новые паттерны. Он учится контролировать дыхание, принимать наиболее удобную позу во время полета.

С помощью VRET-технологии виртуальной реальности пациент под контролем психотерапевта переживает состояние полета в самолете, взлеты и посадки. Многократное повторение стрессовой ситуации в сочетании с процессом саморелаксации позволяет создать новую ассоциацию. Полет перестает восприниматься связанным с тревогой и опасностью.

Дополнительно в зависимости от сочетанных фобических расстройств рекомендуется выбирать наиболее подходящее место. При наличии клаустрофобии – ближе к выходу, при акрофобии – дальше от иллюминаторов.

Поддержка фармакопрепаратами назначается при выявлении депрессии или генерализованного тревожного расстройства. В тяжелых случаях врач рекомендует разовый или эпизодический прием седативных средств и транквилизаторов. Во избежание формирования зависимости долговременное лекарственное лечение не назначают.

Куда обращаться за помощью

Лечение фобий такого рода основано на кратковременных психотерапевтических методах. В частной психиатрической клинике Anima работают доктора, владеющие современными, эффективными способами лечения аэрофобии. Стаж работы каждого из специалистов больше 7 лет. Они индивидуально подходят к каждому клиенту. При необходимости выезжают на дом. Анонимность пациентов гарантируется.

Осложнения

Без помощи психотерапевта у больных со временем способны развиться:

  • неврозы;
  • нервные срывы;
  • депрессивные расстройства;
  • алкогольная или лекарственная аддикция.

Профилактика

Она аналогична лечению других фобических расстройств. Включает:

  • своевременную диспансеризацию;
  • соблюдение режима труда и отдыха;
  • умеренные физические нагрузки;
  • минимизация стресса.

К специфическим профилактическим мерам относится изучение статистики, повышение технической грамотности, связанной с конструкцией самолетов и безопасностью полетов. Большое значение имеет поддержка близких людей.

Прогноз

В легкой форме расстройство поддается коррекции со стойким результатом. При тяжелых проявлениях сценарий не столь благоприятный. Аэрофобия склонна к хроническому течению и частым рецидивам. Наличие сочетанных фобий осложняет терапию и ухудшает прогноз.

При обнаружении сходных клинических признаков надо посоветоваться с врачом.

Список литературы:

  1. Вольпе Д. На пути к созданию научной психотерапии // Эволюция психотерапии. Т.2. Москва: НФ “Класс”, 1998, с.255-272.
  2. Изард К.Э. Психология эмоций. Санкт-Петербург: Питер-Пресс, 1999.
  3. Щербатых Ю.В. Психология страха.- М., 1999.
Статья проверена экспертом
Горин Александр Владимирович Психиатр-нарколог