Девиантное поведение у подростков

Поведение сына или дочери выходит за рамки нормы? Не знаете куда обратиться за помощью? Расскажем, что такое девиантное поведение у подростков и как его лечить.

Оставить заявку Написать в WhatsApp
vrach

Девиантное поведение – комплексность поступков, отклоняющихся от общепринятых норм. Клиническая картина крайне вариабельна. Она представлена агрессией, противоправным поведением, садизмом, бродяжничеством, курением, наркоманией, алкоголизмом, воровством и так далее. К вариантам подобного поведения относятся виктимность, депрессивные расстройства, целенаправленная изоляция от общества. Расстройство бывает представлено отдельными нозологическими единицами или синдромокомплексом. Для верификации используют патодиагностические и клинические методы. Терапия носит комплексный характер. Она включает медикаментозное лечение, психотерапевтические программы социально-педагогическую реабилитацию.

Описание патологии

Это проблема остается одной из наиболее актуальных для общества. Распространенность отклоняющегося поведения среди молодежи составляет 40-64%. Высокий процент социальной девиации объясняется характерными особенностями подростков. Препубертатный, пубертатный возраст – время становления характера. В этот период особенно сильно влияние среды на личность при социальной, физиологической, психологической незрелости. Возраст риска 14-18 лет. В последнее время намечается тенденция к омоложению расстройства. Дополнительными этиофакторами становятся: наследственная отягощенность, неблагоприятное влияние социума, аддикции. Существенные поведенческие отклонения связаны с нарушением становления личности, аффективными расстройствами. Часто это проявление психоневрологических заболеваний.

Причины девиантного поведения

Этиология девиации подразделяется на две обширные группы. Первая ассоциирована с внешней средой. Сюда входят следующие факторы:

  1. Педагогические ошибки. Неумение учителя установить контакт с подростком, заинтересовать его, приводит к неуспеваемости. Противопоставление личности классу создает предпосылки к буллингу, конфликтным отношениям со сверстниками;
  2. Деструктивные отношения в семье. Это могут быть асоциальные семьи, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией. Либо конфликтные отношения между взрослыми. Отсутствие взаимопонимания, игнорирование базовых потребностей ребенка приводит родительский депривации. Дети склонны копировать антиобщественность, паразитический образ жизни. Для детей из семей алкоголиков характерны невротические и неврозоподобные нарушения, психопатические расстройства. Склонность к алкоголизму и толерантность к спиртосодержащим напиткам у них ниже. В группе риска также формальные семьи. В них отсутствует общность, взаимопомощь, забота друг о друге. Эмоциональная холодность родителей сказывается на детях;
  3. Неполные семьи. В них высок риск формирования патологических отношений родители с ребенком. Формируется созависимость. Присутствует излишний контроль или требование полного подчинения. Во время пубертатного возраста нарастает сопротивление ребенка неадекватным требованиям родителя, усиливается непонимание. Отсутствует образец нормальных отношений с противоположным полом;
  4. Родители с психиатрическими заболеваниями неспособны создать полноценные условия для развития несовершеннолетних. В этой ситуации также существует риск отягощенной семейной наследственности.

Вторая категория этиофакторов носит медико-биологический характер. К ней относятся:

  1. Особенности подросткового периода. Гормональный дисбаланс, стремительное созревание коры головного мозга, формирование высших психических функций оказывает высокую нагрузку на организм. Характерологические черты проявляются утрированно. Подросток не способен контролировать сдерживать эмоциональные порывы;
  2. Патологии ЦНС. К ним приводят нейроинфекции, ЧМТ в анамнезе, тяжелые соматические заболевания в неонатальный период. Осложненная беременность и роды приводит биологической неполноценности нервных клеток головного мозга. У таких пациентов наблюдается эмоциональная лабильность, снижение адаптивных возможностей;
  3. Генетическая предрасположенность к алкоголизму, наркомании, психическим болезням способствует снижению защитных механизмов психики. Приспособительные функции личности снижены.

Бесплатная консультация

Не можете уговорить на лечение?

Наши консультанты помогут Вам найти эффективную мотивацию и уговорить близкого на лечение

icon

Механизм развития

Патогенез связан с отсутствием устойчивой системы норм морали и ценностей в пубертатном возрасте. Дезориентация возникает на фоне отсутствия благоприятной социальной обстановки в кризисный период. Для подросткового возраста характерна острая потребность самоопределения и самовыражения. При отсутствии положительных примеров со стороны значимых взрослых или сверстников молодые люди стремятся доказать свою независимость, силу при помощи негативных реакций, противоправных, аморальных действий. Подростковая агрессия становится следствием озлобленности и отсутствие самоуважения. Она частный наблюдается у гиперопекаемых избалованных детей, непривыкших отвечать за собственные поступки. Жестокость, вандализм часто становятся групповой чертой поведение девиантных подростков.

Классификация

В клинической психиатрии рассматривается несколько способов систематизации. Наиболее распространен вариант, основанный на характере нарушения:

  1. Психопатологический. Проявление отклоняющихся реакций вызвано наличием неврологических или психиатрических болезней, синдромов;
  2. Характерологический. Формируется на фоне педагогических ошибок, приводящих к патологическим личностным чертам и акцентуациям характера;
  3. Аддиктивный. Связан с желанием испытывать высокоинтенсивные эмоции, стремлением избегать реальности. Вызывается искусственным путем с помощью алкоголизма, приема наркотиков, игромании, токсикомании, погружения в транс;
  4. Делинквентный. Сопровождается противоправными поступками: насилием, разбоем, грабежом, воровством;
  5. Гиперодаренность. Часто сопровождается отличными от нормы действиями.

Узнайте рекомендации по лечению не выходя из дома БЕСПЛАТНО

Оставьте заявку, мы свяжемся с Вами для подбора времени и нужного Вам специалиста

icon

Симптомы

Проявление расстройства весьма вариабельное. Четко выраженная стадийность отсутствует. Единичные поступки со временем становятся повторяющимися, формируя патологический паттерн. Процесс занимает от нескольких недель до нескольких лет. Ведущим симптомом становится отсутствие социальной адаптации. Оно может быть выражены в:

  • уходе из дома, бродяжничестве;
  • затруднениях в учебе;
  • отсутствии интересов;
  • апатии;
  • общении с социально-неблагополучными личностями;
  • регулярных прогулах школы;
  • патологической привязанности к компьютерным играм;
  • рассеянности, низкой концентрации внимания;
  • отсутствии волевых навыков;
  • инфантильности;
  • нехватке самоконтроля;
  • неряшливости;
  • регулярных опозданиях;
  • эмоциональной неустойчивости, лабильности;
  • инсомнии, парасомниях;
  • нарушениях аппетита;
  • дисменорее;
  • дневной сонливости;
  • снижении иммунитета;
  • функциональных расстройствах неустановленного генеза.

Повышенная одаренность тоже является формой девиации. Она не сопровождается патологическими изменениями и не требуют коррекции. В этом случае необходимо создание специальной обучающей среды.

Девиантное поведение у подростков: признаки и лечение

Диагностика

Верификацией диагноза занимается медицинский психолог или психиатр. Алгоритм включает:

  • сбор анамнеза;
  • клиническую беседу;
  • наблюдение;
  • опрос родителей или опекунов;
  • характеристику с места учебы;
  • психологическое тестирование: опросник Айзенка, MMPI, ПДО, шкала тревожности и так далее;
  • проективные методики.

Лечение девиантного поведения

Терапия подбирается индивидуально. Требуется психотерапия, психокоррекция с поддержкой медикаментозными средствами. Лекарство носят симптоматический характер. Они направлены на снижение тревожности, агрессии, нормализацию сна и аппетита.

Психотерапевтические практики позволяет осознать особенности характера. Обучает новым поведенческим паттернам. Формируют одобряемые реакции. Изучают варианты действия в ответ на внешние раздражители.

Психокоррекция стабилизирует эмоциональное состояние. Активизируется интерес к учебе. Нормализуются отношения в семье. Создаются предпосылки к дальнейшей социальной реабилитации.

Хорошо себя зарекомендовала групповая терапия. В ее ходе моделируются и разбираются проблемные ситуации. Отрабатываются методы разрешения конфликтов.

Подберем индивидуальный план лечения

icon

Куда обращаться за помощью

Лечение расстройства личности требует длительной комплексной работы. В тяжелых случаях желательно проводить его в условиях стационара. Всестороннюю помощь и комфортные условия предоставляют в частной психиатрической клинике Anima. Она оборудована по последнему слову техники. Доктора имеет высшую квалификацию и значительный опыт. При необходимости они смогут проконсультировать по телефону или приедут на дом. Каждому пациенту гарантируется анонимность.

Осложнения

Отсутствие своевременной коррекции девиатных реакций приводит к формированию привычных патологических паттернов: проституции, наркомании, алкоголизма, преступности. Это наиболее неблагоприятный вариант развития ситуации. У людей из этих социальных групп наблюдается высокие риски:

  • травматизма;
  • ранней смерти;
  • инфекций, передающиеся половым путем;
  • ВИЧ, СПИД;
  • туберкулеза;
  • самоубийства.

Суицид происходит на фоне отсутствия профессиональной помощи, повышенный импульсивности, неустойчивых эмоциональных реакций.

Профилактика

Мерами предотвращения становятся: раннее выявление психоневрологических заболеваний, создание в семье и учебном учреждении благоприятной обстановки.

Прогноз

При отсутствии отягощающих факторов прогноз благоприятный. Молодые люди обладают высокой гибкостью приспособительных механизмов. Реабилитационные мероприятия, комплексная работа с семьей приводит к стабилизации ситуации.  Осложняющим фактором становится наличие психиатрических и неврологических дефицитов.

Список литературы:

  1. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск, 1985.
  2. Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». – СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.
  3. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб., 1999.
  4. Руденский Е.В. Психология ненормативного развития личности. – Новосибирск, 2000.

Статья проверена экспертом