Дебильность – начальная степень олигофрении. При сохранности моторики у больного наблюдается сниженная способность к анализу, обобщениям и абстрактному мышлению. Ему трудно улавливать внутренние связи, делать сложные умозаключения. Мышление носит наглядно-образный характер. Наблюдается недоразвитие волевых и этическо-нравственных качеств, апатичность, безынициативность. Расстройство носит врожденный или приобретенный характер. Ассоциировано с ЗПР или органическими повреждениями головного мозга. Терапия должна быть комплексной. Она включает симптоматическое лечение, психолого-педагогическую реабилитацию, социальную адаптацию.
Описание болезни
Это наиболее легкая степень снижения интеллекта, наряду с идиотией и имбецильностью. Поскольку этот термин вышел за рамки медицины и приобрел социально-негативный смысл, он не рекомендован к употреблению. Его принято заменять на понятия “легкая олигофрения”, “умственная субнормальность”. Тем не менее в клинической медицинской литературе и трудах по олигофренопедагогике его продолжают использовать. Это наиболее распространенное расстройство, связанное с умственной отсталостью несовершеннолетних. На нее приходится до 75% таких нарушений. Мужчин поражает в полтора раза чаще чем женщин. В России частота встречаемости составляет 0,6% жителей.
Дифференциация требуется с пограничным интеллектом. Он возникает на фоне ЗПР, вызванной экзогенными факторами. К ним относится родительская депривация, неблагоприятные условия жизни, отсутствие заботы, скудность развивающей среды, деструктивные отношения в семье. Пограничную ЗПП также провоцируют глухота, слепота и другие физические дефекты, приобретенные в раннем детстве, ограничивающие возможности познания мира.
Причины дебильности
Болезнь развивается в перинатальный период или в первые три года жизни ребенка. Этиофакторами являются:
- генетическая предрасположенность;
- тератогенные факторы;
- гемолитическая болезнь плода;
- резус-несовместимость;
- травмы во время родов;
- микроцефалия гидроцефалия, эндокринопатии, синдром Дауна, токсоплазмоз, фенилкетонурия в анамнезе.
Встречаются идиопатические формы, при которых этиологию заболевания установить не удается.
Бесплатная консультация
Не можете уговорить на лечение?
Наши консультанты помогут Вам найти эффективную мотивацию и уговорить близкого на лечение
![Дебильность 2 icon](/wp-content/uploads/2022/12/icon-call.webp)
Патогенез
Психическое недоразвитие при этой патологии имеет две особенности. Оно носит равномерный, малодифференцированный, диффузный характер. Поражаются эволюционно более молодые отделы мозга. Тотальное психическое недоразвитие затрагивает все компоненты психики. В наибольшей степени страдает область, отвечающая за высшие формы познавательной деятельности.
У младенцев представлена недостаточностью официально-волевой сферы, замедлением срока становления зрительных и слуховых рефлексов. У них позже или не в полной мере проявляется комплекс оживления.
На втором-третьем году жизни отмечается более позднее развитие навыков самообслуживания. Присутствует обеднение игровой деятельности, упрощение сценариев игр. Они представлены простыми манипулятивными действиями. Дети с этой патологией не способны понимать и соблюдать правила коллективных игр. Они хуже социализируются в коллективе, менее эмоциональные.
Недостаточность кинестетических, зрительных, слуховых процессов препятствует установлению в сознании полных адекватных связей и отношений между различными объектами окружающего мира. Нарушение речи в большинстве случаев передает глубину умственной недостаточности. При грубых расстройствах больные обладают ограниченным запасом слов, не используют фразовую речь.
Недостаточность восприятия связана с нарушениями произвольного целенаправленного внимания. Оно легко рассеивается. Присутствует непрочность запоминания.
Классификация
Патология по преобладающим нарушениям систематизируется на:
- Дисфорическую. Для нее характерны выраженные аффективные расстройства, склонность к разрушениям, агрессия.
- Астеническую. Сопровождается быстрой истощаемостью, эмоциональной лабильностью, утомляемостью.
- Атоническую. У таких пациентов отмечается неспособность целенаправленному, целесообразному, мотивированному поведению. Присутствуют волевые расстройства.
- Стеническую. При ней наблюдается повышенная вспыльчивость, эмоциональная неустойчивость, неупорядоченное поведение, либо активность, общительность, добродушие.
Другим вариантом классификации становится разделение по степени выраженности клинических признаков. Она включает:
- легкую;
- средней тяжести;
- тяжелую форму.
В МКБ-10 есть градация по наличию поведенческих нарушений:
- отсутствующие или минимальные;
- существенные, требующие терапевтического вмешательства;
- неопределенные;
- иные формы поведенческих расстройств.
Узнайте рекомендации по лечению не выходя из дома БЕСПЛАТНО
Оставьте заявку, мы свяжемся с Вами для подбора времени и нужного Вам специалиста
![Дебильность 3 icon](/wp-content/uploads/2022/12/ezgif.com-gif-maker-10.webp)
Симптомы
Клиническая картина различается в зависимости от степени поражения. При легких расстройствах, ребенок внешне не отличается от своих сверстников. У него сохранена эмоционально-волевая сфера и механическая память. Существует проблема с удержанием внимания. Способность к абстрагированию отсутствует, ведущим является конкретно-описательный или наглядно-образный тип мышления. Наблюдаются:
- затруднение при попытках осознать ситуацию целиком или провести сравнение;
- повышенная внушаемость;
- шаблонность мышления и речи;
- негативизм;
- возможна частичная одаренность в определенных сферах: рисование, музыка, механическая память, счет в уме;
- сохранность способности к ориентированию в привычной обстановке;
- примитивные половые влечения, сексуальная распущенность, повышенный интерес к интимной сфере;
- фонетическо-фонематическое, общее недоразвитие речи, скудность лексикона, брадилалия;
- снижение когнитивных функций и познавательной деятельности;
- недоразвитие высших эмоций при общей сохранности элементарных;
- импульсивность, отсутствие целенаправленности и борьбы мотивов.
Дети с этим диагнозом с трудом усваивают школьный материал. Хуже всего им дается математика и физика. Они испытывают затруднения при изучении грамматических правил, плохо пересказывают прочитанный текст. Слабая воля и подверженность внешнему влиянию повышает риск попадания в дурные компании, преступные сообщества. При этом среди личностных качеств преобладают добродушие, доброжелательность или агрессия, злопамятность, мстительность.
![Дебильность 4 Дебильность - диагностика и лечение](https://nlpsihoclinic.ru/wp-content/uploads/2022/09/debilnost-u-detej-leto.jpg)
Диагностика
При легкой степени расстройств патология обнаруживается в младшем школьном возрасте. Ребенок проходит диспансеризацию, посещает невролога, психиатра, логопеда. При подозрении на интеллектуальные нарушения проводятся психологические тесты с сюжетными картинками, психометрия, опыты по классификации изображений. IQ детей с дебильностью находится в диапазоне 40-68%.
У пациентов сохраняется нормальный неврологический статус. Развитие крупной моторики находится в пределах возрастной нормы. Присутствует сглаженность мимики, ограниченность мелких моторных действий. Больные затрудняется при проведении высокоточных дифференцированных движений.
Для верификации диагноза используют аппаратные исследования:
- ЭЭГ;
- эхоэнцефалографию;
- реоэнцефалографию;
- МРТ.
Дифференциация требуется с пограничными расстройствами личности, шизофренией и эпилепсией детского возраста, которые сопровождаются когнитивными нарушениями.
Лечение дебильности
Специфическая терапия направлена на устранение первопричины в тех случаях, когда это возможно. К таким ситуациям относится наличие врожденных и приобретенных нейроинфекций: токсоплазмоза, сифилиса. Для них подбирается этиотропное лечение. При ферментопатиях нужна специальная диета. При эндокринных заболеваниях – гормональная терапия.
К симптоматическим средствам относятся:
- дегидратационные препараты;
- противосудорожные;
- ноотропы;
- общеукрепляющие средства;
- психотропные лекарства;
- метаболиты;
- нейропротекторы;
- психостимуляторы;
- седативная терапия.
Координирующее лечение направлено на нейропсихологические коррекцию. Включает педагогические, психологические, логопедические методики. Она обращена на исправление поведенческих нарушений, обучение навыкам самообслуживания и посильной работы. При речевых дефектах проводится коррекция замедленного темпа речи, заикания, расширение и обогащение словарного запаса.
Учебная программа должна соответствовать способностям пациента. В большинстве случаев показано направление в коррекционные школы. Учебный процесс должен проходить в небольшом коллективе, с невысокой скоростью подачи материала и индивидуальным подходом к ученику.
Требуется регулярное наблюдение невролога, при наличии эндокринных нарушений – эндокринолога.
Большое значение имеет социальная адаптация. Важно не только социализировать больного, ну и предупредить его попадание преступные группировки, где его способны использовать в качестве легкоуправляемого исполнителя.
![Дебильность 5 icon](/wp-content/uploads/2022/12/icon-plan.webp)
Куда обращаться за помощью
Лечение психоневрологических расстройств требует разработки индивидуальной терапевтической программы. В частной психиатрической клинике Anima работают доктора высшей категории. Они подберут эффективные лекарственные средства. В своей работе используют современные психотерапевтические и коррекционные практики. При необходимости психиатр сможет проконсультировать по телефону или выехать на дом. Если требуется лечение в стационаре, оно будет проходить комфортных условиях. Всем пациентам гарантируется анонимность.
Осложнения
К социальным осложнениям можно отнести запрет на допуск к некоторым работам. К ним относится служба в вооруженных силах, государственных и муниципальных органах, работа со сложной техникой, управление транспортными средствами, педагогика. Людям с этим расстройством запрещен доступ к оружию, химическим и взрывчатым веществам.
Приступы аутоагрессии приводят к ушибам, ожогам, порезам. Без своевременной медицинской обработки возможно присоединение вторичных инфекций, нагноение, сепсис. Отсутствие грамотного гигиенического ухода вызывает:
- инфекции мочеполовых путей;
- пневмонии;
- нарушения работы ЖКТ.
Профилактика
Профилактика рассчитана на предотвращение негенетических случаев. Она включает:
- исключение тератогенных факторов;
- ведение здорового образа жизни беременным;
- умеренные физические нагрузки;
- своевременное обращение за медицинской помощью для ведения беременности и родоразрешения;
- профилактика соматических инфекционных заболеваний у детей;
- ранняя диагностика ферментопатий, эндокринных и гормональных патологий.
Прогноз
Сценарий зависит от объема поражения мозга, своевременности обнаружения расстройства, эффективности терапии. При легкой степени – он благоприятный. При умеренной и тяжелый – неблагоприятный. Полного выздоровления больного не происходит. Задача специалистов добиться максимальной коррекции существующих нарушений.
Правильная организация быта и обучение позволяет в дальнейшем получить посильную профессию и жить самостоятельно. Адекватно проведенная терапия в семидесяти процентах случаев позволяет полностью социализировать лицо с дебильностью и включить его в общественную жизнь. Они способны вести трудовую деятельность, создавать семью.
Список литературы:
- Болдырева Т.А., Явкина О.С. Психосемантическое пространство отношения родителей к детям с интеллектуальной недостаточностью // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2009. № 2 с.429-431
- Колосова, Т.А. Совладающее поведение как фактор успешной адаптации умственно отсталых подростков // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2012. – №2 (38). – с. 86-89.
- Сорокин, В.М., Колосова, Т.А. Совладающее поведение подростков в контексте дизонтогенетической феноменологии (на примере ментальной ретардации). // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. – 2013. – № 2. – С. 66-69.