Психические заболевания

Дебильность

У ребенка диагностировали дебильность? Не знаете куда обращаться за помощью? Расскажем все о диагностике и лечении умственной отсталости.

Подробнее
vrach

Дебильность – начальная степень олигофрении. При сохранности моторики у больного наблюдается сниженная способность к анализу, обобщениям и абстрактному мышлению. Ему трудно улавливать внутренние связи, делать сложные умозаключения. Мышление носит наглядно-образный характер. Наблюдается недоразвитие волевых и этическо-нравственных качеств, апатичность, безынициативность. Расстройство носит врожденный или приобретенный характер. Ассоциировано с ЗПР или органическими повреждениями головного мозга. Терапия должна быть комплексной. Она включает симптоматическое лечение, психолого-педагогическую реабилитацию, социальную адаптацию.

Описание болезни

Это наиболее легкая степень снижения интеллекта, наряду с идиотией и имбецильностью. Поскольку этот термин вышел за рамки медицины и приобрел социально-негативный смысл, он не рекомендован к употреблению. Его принято заменять на понятия “легкая олигофрения”, “умственная субнормальность”. Тем не менее в клинической медицинской литературе и трудах по олигофренопедагогике его продолжают использовать. Это наиболее распространенное расстройство, связанное с умственной отсталостью несовершеннолетних. На нее приходится до 75% таких нарушений. Мужчин поражает в полтора раза чаще чем женщин. В России частота встречаемости составляет 0,6% жителей.

Дифференциация требуется с пограничным интеллектом. Он возникает на фоне ЗПР, вызванной экзогенными факторами. К ним относится родительская депривация, неблагоприятные условия жизни, отсутствие заботы, скудность развивающей среды, деструктивные отношения в семье. Пограничную ЗПП также провоцируют глухота, слепота и другие физические дефекты, приобретенные в раннем детстве, ограничивающие возможности познания мира.

Причины дебильности

Болезнь развивается в перинатальный период или в первые три года жизни ребенка. Этиофакторами являются:

  • генетическая предрасположенность;
  • тератогенные факторы;
  • гемолитическая болезнь плода;
  • резус-несовместимость;
  • травмы во время родов;
  • микроцефалия гидроцефалия, эндокринопатии, синдром Дауна, токсоплазмоз, фенилкетонурия в анамнезе.

Встречаются идиопатические формы, при которых этиологию заболевания установить не удается.

Патогенез

Психическое недоразвитие при этой патологии имеет две особенности. Оно носит равномерный, малодифференцированный, диффузный характер. Поражаются эволюционно более молодые отделы мозга. Тотальное психическое недоразвитие затрагивает все компоненты психики. В наибольшей степени страдает область, отвечающая за высшие формы познавательной деятельности.

У младенцев представлена недостаточностью официально-волевой сферы, замедлением срока становления зрительных и слуховых рефлексов. У них позже или не в полной мере проявляется комплекс оживления.

На втором-третьем году жизни отмечается более позднее развитие навыков самообслуживания. Присутствует обеднение игровой деятельности, упрощение сценариев игр. Они представлены простыми манипулятивными действиями. Дети с этой патологией не способны понимать и соблюдать правила коллективных игр. Они хуже социализируются в коллективе, менее эмоциональные.

Недостаточность кинестетических, зрительных, слуховых процессов препятствует установлению в сознании полных адекватных связей и отношений между различными объектами окружающего мира. Нарушение речи в большинстве случаев передает глубину умственной недостаточности. При грубых расстройствах больные обладают ограниченным запасом слов, не используют фразовую речь.

Недостаточность восприятия связана с нарушениями произвольного целенаправленного внимания. Оно легко рассеивается. Присутствует непрочность запоминания.

Классификация

Патология по преобладающим нарушениям систематизируется на:

  1. Дисфорическую. Для нее характерны выраженные аффективные расстройства, склонность к разрушениям, агрессия.
  2. Астеническую. Сопровождается быстрой истощаемостью, эмоциональной лабильностью, утомляемостью.
  3. Атоническую. У таких пациентов отмечается неспособность целенаправленному, целесообразному, мотивированному поведению. Присутствуют волевые расстройства.
  4. Стеническую. При ней наблюдается повышенная вспыльчивость, эмоциональная неустойчивость, неупорядоченное поведение, либо активность, общительность, добродушие.

Другим вариантом классификации становится разделение по степени выраженности клинических признаков. Она включает:

  • легкую;
  • средней тяжести;
  • тяжелую форму.

В МКБ-10 есть градация по наличию поведенческих нарушений:

  • отсутствующие или минимальные;
  • существенные, требующие терапевтического вмешательства;
  • неопределенные;
  • иные формы поведенческих расстройств.

Симптомы

Клиническая картина различается в зависимости от степени поражения. При легких расстройствах, ребенок внешне не отличается от своих сверстников. У него сохранена эмоционально-волевая сфера и механическая память. Существует проблема с удержанием внимания. Способность к абстрагированию отсутствует, ведущим является конкретно-описательный или наглядно-образный тип мышления. Наблюдаются:

  • затруднение при попытках осознать ситуацию целиком или провести сравнение;
  • повышенная внушаемость;
  • шаблонность мышления и речи;
  • негативизм;
  • возможна частичная одаренность в определенных сферах: рисование, музыка, механическая память, счет в уме;
  • сохранность способности к ориентированию в привычной обстановке;
  • примитивные половые влечения, сексуальная распущенность, повышенный интерес к интимной сфере;
  • фонетическо-фонематическое, общее недоразвитие речи, скудность лексикона, брадилалия;
  • снижение когнитивных функций и познавательной деятельности;
  • недоразвитие высших эмоций при общей сохранности элементарных;
  • импульсивность, отсутствие целенаправленности и борьбы мотивов.

Дети с этим диагнозом с трудом усваивают школьный материал. Хуже всего им дается математика и физика. Они испытывают затруднения при изучении грамматических правил, плохо пересказывают прочитанный текст. Слабая воля и подверженность внешнему влиянию повышает риск попадания в дурные компании, преступные сообщества. При этом среди личностных качеств преобладают добродушие, доброжелательность или агрессия, злопамятность, мстительность.

Дебильность - диагностика и лечение

Диагностика

При легкой степени расстройств патология обнаруживается в младшем школьном возрасте. Ребенок проходит диспансеризацию, посещает невролога, психиатра, логопеда. При подозрении на интеллектуальные нарушения проводятся психологические тесты с сюжетными картинками, психометрия, опыты по классификации изображений. IQ детей с дебильностью находится в диапазоне 40-68%.

У пациентов сохраняется нормальный неврологический статус. Развитие крупной моторики находится в пределах возрастной нормы. Присутствует сглаженность мимики, ограниченность мелких моторных действий. Больные затрудняется при проведении высокоточных дифференцированных движений.

Для верификации диагноза используют аппаратные исследования:

  • ЭЭГ;
  • эхоэнцефалографию;
  • реоэнцефалографию;
  • МРТ.

Дифференциация требуется с пограничными расстройствами личности, шизофренией и эпилепсией детского возраста, которые сопровождаются когнитивными нарушениями.

Лечение дебильности

Специфическая терапия направлена на устранение первопричины в тех случаях, когда это возможно. К таким ситуациям относится наличие врожденных и приобретенных нейроинфекций: токсоплазмоза, сифилиса. Для них подбирается этиотропное лечение. При ферментопатиях нужна специальная диета. При эндокринных заболеваниях – гормональная терапия.

К симптоматическим средствам относятся:

  • дегидратационные препараты;
  • противосудорожные;
  • ноотропы;
  • общеукрепляющие средства;
  • психотропные лекарства;
  • метаболиты;
  • нейропротекторы;
  • психостимуляторы;
  • седативная терапия.

Координирующее лечение направлено на нейропсихологические коррекцию. Включает педагогические, психологические, логопедические методики. Она обращена на исправление поведенческих нарушений, обучение навыкам самообслуживания и посильной работы. При речевых дефектах проводится коррекция замедленного темпа речи, заикания, расширение и обогащение словарного запаса.

Учебная программа должна соответствовать способностям пациента. В большинстве случаев показано направление в коррекционные школы. Учебный процесс должен проходить в небольшом коллективе, с невысокой скоростью подачи материала и индивидуальным подходом к ученику.

Требуется регулярное наблюдение невролога, при наличии эндокринных нарушений – эндокринолога.

Большое значение имеет социальная адаптация. Важно не только социализировать больного, ну и предупредить его попадание преступные группировки, где его способны использовать в качестве легкоуправляемого исполнителя.

Куда обращаться за помощью

Лечение психоневрологических расстройств требует разработки индивидуальной терапевтической программы. В частной психиатрической клинике Anima работают доктора высшей категории. Они подберут эффективные лекарственные средства. В своей работе используют современные психотерапевтические и коррекционные практики. При необходимости психиатр сможет проконсультировать по телефону или выехать на дом. Если требуется лечение в стационаре, оно будет проходить комфортных условиях. Всем пациентам гарантируется анонимность.

Осложнения

К социальным осложнениям можно отнести запрет на допуск к некоторым работам. К ним относится служба в вооруженных силах, государственных и муниципальных органах, работа со сложной техникой, управление транспортными средствами, педагогика. Людям с этим расстройством запрещен доступ к оружию, химическим и взрывчатым веществам.

Приступы аутоагрессии приводят к ушибам, ожогам, порезам. Без своевременной медицинской обработки возможно присоединение вторичных инфекций, нагноение, сепсис. Отсутствие грамотного гигиенического ухода вызывает:

  • инфекции мочеполовых путей;
  • пневмонии;
  • нарушения работы ЖКТ.

Профилактика

Профилактика рассчитана на предотвращение негенетических случаев. Она включает:

  • исключение тератогенных факторов;
  • ведение здорового образа жизни беременным;
  • умеренные физические нагрузки;
  • своевременное обращение за медицинской помощью для ведения беременности и родоразрешения;
  • профилактика соматических инфекционных заболеваний у детей;
  • ранняя диагностика ферментопатий, эндокринных и гормональных патологий.

Прогноз

Сценарий зависит от объема поражения мозга, своевременности обнаружения расстройства, эффективности терапии. При легкой степени – он благоприятный. При умеренной и тяжелый – неблагоприятный. Полного выздоровления больного не происходит. Задача специалистов добиться максимальной коррекции существующих нарушений.

Правильная организация быта и обучение позволяет в дальнейшем получить посильную профессию и жить самостоятельно. Адекватно проведенная терапия в семидесяти процентах случаев позволяет полностью социализировать лицо с дебильностью и включить его в общественную жизнь. Они способны вести трудовую деятельность, создавать семью.

Список литературы:

  1. Болдырева Т.А., Явкина О.С. Психосемантическое пространство отношения родителей к детям с интеллектуальной недостаточностью // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2009. № 2 с.429-431
  2. Колосова, Т.А. Совладающее поведение как фактор успешной адаптации умственно отсталых подростков // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2012. – №2 (38). – с. 86-89.
  3. Сорокин, В.М., Колосова, Т.А. Совладающее поведение подростков в контексте дизонтогенетической феноменологии (на примере ментальной ретардации). // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. – 2013. – № 2. – С. 66-69.
Статья проверена экспертом
Горин Александр Владимирович Психиатр-нарколог