Психические заболевания

Госпитализм у детей

У ребенка госпитализм? Не знаете куда обращаться за помощью? Расскажем все о симптомах и лечении госпитализма у детей.

Подробнее
vrach

Госпитализм – синдромокомплекс, сопровождающийся искажением и задержкой развития детей вследствие депривации. Она возникает из-за длительного нахождения в лечебном или интернатном учреждении. На его фоне развивается синдром физической и психической отсталости. Дефицит социальных контактов проявляется снижением массы тела, гипотонусом мышц, отсутствием аппетита, познавательных интересов, реакции на голос. Младенцы отказывается устанавливать зрительный контакт, гулить. Они позднее чем сверстники осваивают новые двигательные активности, начинают ходить. Наблюдаются низкие антропометрические показатели, навязчивые действия. У детей проявляется неадекватные эмоциональные реакции. У младших дошкольников отмечается ЗПР, ЗРР. Диагноз верифицирует психиатр, невролог, детский психолог. Терапия носит комплексный характер. Включает симптоматическое лечение, психо-педагогическую коррекцию, реабилитацию.

Описание патологии

Это состояние развивается при раннем или длительном отделении младенца, ребенка раннего возраста от матери. В группе риска также дети с пре-, постнатальными поражениями ЦНС, соматическими заболеваниями. Чаще всего синдромокомплекс возникает в медицинских стационарах, яслях круглосуточного пребывания, интернетах. Доказано, что оно развивается даже в хороших санитарно-гигиенических условиях. В социально неблагополучных семьях синдром отрыва от дома происходит при эмоциональной холодности матери, которая не обеспечивает базовые потребности ребенка в общении со значимым взрослым. Оскудение эмоциональной сферы приводит к замедлению речи и мышления. Без своевременной коррекции это накладывает негативный отпечаток на последующее формирование ребенка.

Причины госпитализма

Этиология ассоциирована с сенсорным, эмоциональным, интеллектуальным дефицитом общения с матерью или другим значимым взрослым. Возможно при наличии ситуаций, при которых это лицо отсутствует. Есть два типа группы этиофакторов, приводящих к расстройству:

  1. В условиях семьи, если ребенку не уделяется достаточное внимание. Возникает родительская депривация, то есть нехватка близкого материнского контакта. В большинстве случаев такое поведение наблюдается у женщин, страдающих от различных аддикций, психоневрологических заболеваний, эмоциональной холодности вследствие воспитания. В некоторых случаях она объясняется изначально нежеланием иметь ребенка, личностными особенностями.
  2. В учреждении длительного пребывания. При длительном нахождении без общения с семьей, детям не хватает тактильного эмоционального, речевого взаимодействия. Это объясняется постоянной сменой ухаживающего персонала и его эмоциональной отстраненностью, связанной с большой нагрузкой. У детей нарушается непрерывное взаимодействие диалы человек -человек. Отсутствие возможности удовлетворить врожденные потребности в любви и привязанности приводит к психологической депривации.

Госпитализм возникает у грудных детей, малышей раннего возраста и с ослабленным здоровьем. Причиной является недостаточные способности к адаптации.

Механизм развития

Расстройство отличается сложным этиопатогенетическим механизмом. В связи с большой вариабельностью проявлений и форм течения его стоит обозначить, как в группу психических состояний, объединяющихся общими признаками и состоянием динамичности, изменчивости.

Сенсорная депривация возникает в связи с объединением окружающей среды. Эмоциональную вызывает нарушение интимных эмоциональных связей. Социальную провоцирует сужение межличностного поля активности, мешающего усваивать социальные роли. Соматическая развивается при отсутствии удовлетворения первичных биологических потребностей. В большинстве случаев расстройство носит смешанный характер. Оно связано с тем что у ребенка частично или полностью отсутствует возможности обеспечения его потребностей.

Из них базовой является необходимость в эмоциональном контакте. Его отсутствие вызывает задержку психоэмоционального развития. При этом у младенца поздно возникает комплекс оживления, отсутствует гуление, нет интереса к взаимодействию с окружающим пространством, людьми, предметами. Отсутствие сенсорных стимулов приводит к интеллектуальной дисфункции. Когнитивный дефицит усиливает ЗПР. Наблюдается грубая диспропорция всех сторон развития. По достижении пубертатного возраста дисгармоничность разнообразная, часто неглубока, мозаична. В тяжелых случаях отмечается глубокие психофизиологические нарушения.

Симптомы

Синдромокомплекс воздействует на все сферы развития человека. В зависимости от возраста пациента клиническая картина различается.

У младенцев отсутствует комплекс оживления. Они не реагируют на голос. Наблюдается избегает контакта глазами и фиксации взгляда. Вокализации, двигательное оживление полностью развившиеся у детей 3-4 месяца жизни при госпитализме появляются значительно позже. Двигательные навыки: удержание головы, переворачивание также возникают с задержкой. Мышечный тонус понижен. Присутствует частый слабый продолжительный плач. Ребенок плохо набирает вес.

Начиная с полугода выявляются:

  • первые признаки задержки речевого развития;
  • отставание моторных навыков;
  • недостаточность координации;
  • резкие, дерганые движения;
  • нарушение сна, аппетита;
  • неумение оперировать игрушками, предметами;
  • отсутствие заинтересованности в коммуникации;
  • поздние попытки садиться, вставать с опорой, ползать;
  • повышенная капризность, агрессия, плач;
  • присутствуют компульсивные движения: мотание головой, раскачивание, нанесение себе ударов, стереотипии;
  • мышечный гипотонус;
  • вялость;
  • апатичность.

У детей первых трех-пяти лет жизни симптоматика проявлена ЗРП. Первые слова появляются к 14 месяцем-3,5 годам. Фразовая речь состоит из одного двух слов, носит командный характер. Интерес к общению отсутствует или снижен. Частыми реакциями на попытки контакта с ним становятся апатичность, агрессия, крик. Ребенок пытается убежать, спрятаться. Он плачет, либо дерется. Сохраняется склонность к стереотипным действиям: использование игрушек не по назначению, стук ими. Игры носят манипулятивный характер. Наблюдается позднее формирование гигиенических навыков, приучение к горшку, умывание, самостоятельное одевание. Присутствует эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера. У детей с этим расстройством низкие антропометрические показатели, рахит, сниженный иммунитет.

Госпитализм у детей: причины, симптомы, лечение

Диагностика

В виду раннего возраста пациентов верификация диагноза проводится клиническими методами: физикальный осмотр, проверка неврологического статуса, осмотр, сбор анамнеза. Необходимая беседа с родственниками, опекунами, лицами, осуществляющими уход за ребенком. Диагноз ставит междисциплинарная комиссия. В нее входит:

  1. Клинический психолог. Он определяет умение пациента контактировать с окружающими, адекватно реагировать. Проверяет сформированность речи, когнитивных функций. Использует оценочные и рисуночные тесты. Применяет экспериментальные методики выявления страхов, агрессии, аутоагрессии.
  2. Детский психиатр проверяет психомоторное развитие, особенности эмоциональной личностной сферы. При этом хорошо себя зарекомендовал способ предметных манипуляций. Он позволяет определить уровень навыков самообслуживания, коммуникативной сферы. Показывает отставание в психическом развитии.
  3. Детский невролог изучает антропометрические данные. Проверяет мышечный тонус, реакция на тактильное раздражение, свет, звук. Оценивает выраженность рефлексов. Смотрит насколько ребенок способен совершать сложные целенаправленные движения. Исключает или подтверждает сопутствующие неврологические заболевания.

Дифференциальная диагностика строится на анамнестических данных. При отсутствии этиофакторов приводящих к депривации, различие синдрома с иными нарушениями усложняется. В связи с необходимостью динамического наблюдения окончательная постановка диагноза занимает длительное время.

Лечение госпитализма

Основными терапевтическими методами становится социально-педагогическая коррекция. Программа должна подбираться индивидуально и проводиться систематически. Впоследствии необходима длительная реабилитация. Требуется:

  • активизация познавательных интересов;
  • развитие памяти, мышления, внимания;
  • формирование положительного эмоционального состояния;
  • снятие страхов, тревожности;
  • комплексная работа с семьей, восстановление близких отношений родственников и ребенка;
  • адаптация в детском коллективе.

При наличии грубых нарушений требуется медикаментозная поддержка и симптоматическое лечение. Проводится терапия соматических заболеваний. Назначаются стимулирующие препараты и лекарства, корректирующие эмоциональную лабильность.

Для предотвращения госпитализма в лечебных стационарах активно практикуется совместное пребывание матери и ребенка. В учреждениях закрытого типа присутствует комната свиданий.

Куда обращаться за помощью

Лечение психических расстройств подбирается индивидуально и требует комплексного подхода. Психиатры, имеющие опыт работы с аналогичными проблемами, работают в частной психиатрической клинике Anima. Они применяют современные психотерапевтические и коррекционные практики. При необходимости проводят лекарственную терапию. Используются сертифицированные фармпрепараты. Терапия проходит в комфортных условиях в стационаре совместного пребывания или амбулаторно. При необходимости врач проконсультирует по телефону, приедет на дом. Всем пациентам гарантируется полная анонимность.

Осложнения

Болезнь сопровождается дефицитом массы тела, снижением иммунитета. Ребенок отличается низким ростом по сравнению со сверстниками. При недостаточном гигиеническом уходе возникают:

  • инфекции мочевыводящих путей;
  • респираторные заболевания;
  • нарушение аппетита, как следствие проблемы с ЖКТ.

Наблюдается общая соматическая ослабленность, присоединение вторичных инфекций. Без специализированной помощи у больного развивается психического развития, аутизм, детский маразм, снижение когнитивных способностей. Вторичными заболеваниями становятся олигофрения, эпилепсия. Интеллектуальный дефицит приводит к инвалидности.

Профилактика

Для предотвращения госпитализма важно поддерживать близкие отношения с ребенком. Нужно позаботиться чтобы потребности ребенка в общении, познании и освоении окружающего мира удовлетворялись в полной мере. Большое значение имеет положительный эмоциональный контакт. Детям начал в возрасте желательно находиться на лечении с мамой или лицом, ее заменяющим. Детям из приютов и социально-реабилитационных учреждений необходимо организовать возможность общения с ровесниками и педагогами. У них должен быть четкий режим дня, разнообразные развивающие и досуговые занятия.

Прогноз

Сценарий развития благоприятный при отсутствии отягощающих факторов:

  • тяжелых соматических заболеваний;
  • несвоевременной диагностики;
  • отсутствия междисциплинарного подхода к лечению.

Без грамотной терапии высок риск инвалидизации или смерти от сопутствующих болезней.

Список литературы:

  1. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте / пер. Г.А. Овсянникова. Прага : Авиценум, 1984. 334 с.
  2. Шпиц Р.А., Коблинер В.Г. Первый год жизни: Психоаналитическое исследование нормального и отклоняющегося развития объектных отношений : пер. с англ. М. : Геррус, 2000. 383 с.
  3. Ярославцева И.В. Специфика иррегулярного развития депривированного подростка // Развитие личности. М., 2004. № 4. С. 137-140.
Статья проверена экспертом
Горин Александр Владимирович Психиатр-нарколог