Интеллектуальные нарушения у детей – отклонения умственного развития различного генеза и направленности. Клинические признаки включают снижение интеллекта, абстрактно-логического мышления, эмоционально-волевых качеств, когнитивных навыков. Верификацией диагноза занимается междисциплинарная комиссия в составе педиатра, психолога, невролога, других узких специалистов. Обследование включает патопсихологическое тестирование, клиническую беседу, наблюдение. Инструментальными методами становятся МРТ, КТ, ЭЭГ. Терапия подбирается индивидуально. Она основывается на приеме лекарственных сред, психотерапевтических методиках. Дополнительно требуется социальная реабилитация.
Описание расстройств
Интеллект – это собирательное понятие, включающее когнитивные способности, возможность приобретения и эффективного использования знаний. Предпосылками интеллекта являются: внимание, память, речь, пространственное восприятие, мышление. В совокупности они позволяют решать мыслительные задачи. К психофизиологическим особенностям, влияющим на интеллектуальное развитие относятся инициативность, познавательный интерес, работоспособность. При возникновении качественных или количественных отклонений этих характеристик формируются нарушения интеллекта.
При деменции, умственной отсталости, ЗПР это нарушение является основным симптомом заболевания. В случае шизофрении, эпилепсии, эндокринопатии – носит вторичный характер.
Эпидемиология расстройства точно не установлена. В связи с простыми более грубыми условиями жизни в сельской местности, там она встречается чаще. В городской среде более сложные условия адаптации, активизирующие мыслительные способности. Тут есть возможность раннего выявления и коррекции генетических нарушений и соматических заболеваний, приводящих к снижению интеллекта.
Причины интеллектуальных расстройств у детей
Этиология связана с влиянием ряда эндогенных и экзогенных факторов. Наиболее грубые повреждения возникают на ранних этапах онтогенеза. Значение имеет качество и интенсивность вредного воздействия.
Бесплатная консультация
Не можете уговорить на лечение?
Наши консультанты помогут Вам найти эффективную мотивацию и уговорить близкого на лечение
Психоневрологические расстройства
К этой группе заболеваний приводят волевые, аффективные, поведенческие нарушения, дисфункции анализаторных систем. Недостаточность ощущений и восприятий провоцируют сенсорные и гностические заболевания. Дефекты умственного развития наблюдаются при агнозии, значительной слепоте, глухоте. Волевые акты страдают при абулии, парабулии, гипербулии. К поведенческим расстройствам относятся СДВГ, РАС.
Перинатальные повреждения нервной системы
В эту группу входят:
- гипоксия плода;
- резус-конфликт;
- несовпадение по системе АВО;
- интоксикация;
- радиационное поражение;
- воздействие некоторых лекарственных препаратов: антибиотиков тетрациклинового ряда, противоопухолевых, антидепрессантов, противосудорожных, гипотензивных;
- фетальноалкогольный синдром;
- TORCH — инфекции: краснуха, токсоплазмоз, герпес, цитомегаловирус, сифилис и другие;
- преэклампсия;
- недоношенность;
- многоплодная беременность.
Травмы в родах
К натальным повреждающим факторам относится: асфиксия, травмы плода, кровопотери. Частота их встречаемости составляет 10% в популяции. Риск увеличивает малый размер таза роженицы, крупный плод, асинклитическое вставление головки, слабая родовая деятельность. Опасность представляет наложение щипцов в процессе родовспоможения.
Постнатальное поражение ЦНС
Перенесенные в раннем возрасте нейроинфекции вызывают нарушение интеллекта разной тяжести. Опасность представляет менингит, энцефалит, менингоэнцефалит, туберкулез мозга. Вызвать органические и физиологические повреждения ЦНС способна эпилепсия, тяжелые формы эндокринных и аутоиммунных заболеваний, ЧМТ, дистрофия, клиническая смерть.
Генетические факторы
К хромосомным аномалиям относятся:
- синдром Дауна;
- аутизм;
- синдром Ретта;
- трисомии 13, 18;
- синдром кошачьего крика;
- мозаицизм;
- синдром Клайнфельтера;
- фенилкетонурия;
- генетические нарушения обмена веществ;
- первичная микроцефалия.
Социальные факторы
К внешним причинам причисляют особенности воспитания, обедненную социальную среду. Легкие степени вызывает деструктивная семейная обстановка, педагогические ошибки, асоциальный образ жизни родителей. Недостаток сенсорных впечатлений способен замедлить психическое развитие. Это наблюдается у детей длительное время находящихся в стационаре. Нарушения бывает ассоциированы с ранней депривацией, эмоциональными проблемами.
Механизм развития
Патогенез связан с церебрастеническими и энцефалопатическими изменениями мозга. Влияние оказывает психосоциальные условия развития, личностные характеристики пациента.
Органические повреждения приводят к повышенному ВЧД, угнетению или возбуждению активности нейронов, судорожному синдрому. Страдают кора, стволовые отделы, корково-подкорковое взаимодействие.
Объем, локализация, хроногенез поражения определяют выраженность интеллектуального дефекта. Компенсаторные возможности мозга зависят от тотальности и парциальности дефекта.
Классификация
Расстройство систематизируется на количественные и качественные. Качественные обусловлены неравномерностью психического развития. В большинстве случаев слегка отклоняется от возрастных рамок нормы. Клиническую значимость приобретает, если особенности когнитивной, эмоционально-волевой или мыслительной сферы препятствуют адаптации ребенка в обществе. Олигофрения качественного типа возникает при детской шизофрении, РАС, речевых и сенсорных расстройствах.
К количественным типам относится органическая деменция. Это приобретенная форма слабоумия. Ее этиология связана с черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями, ВИЧ, токсическими поражениями. В отличие от олигофрении отличаются неуклонным прогрессирующим течением. При этом происходит утрата уже имеющихся когнитивных навыков.
Умственная отсталость – врожденная или приобретенная в раннем возрасте интеллектуальная дисфункция. Отличается всесторонним и всеобъемлющим характером. Разделяют 4 степени: идиотию, дебильность, легкую и тяжелую имбецильность.
При ЗПР созревание морфофункциональных систем замедленно в связи с неблагоприятными экзогенными и эндогенными факторами. Психомоторные, когнитивные эмоционально-волевые функции формируются с темповым отставанием. Характерной особенностью является обратимость повреждений.
Симптомы интеллектуальных расстройств у детей
Клиническая картина зависит от нозологической формы. Она вариабельна. При количественных изменениях страдает обучаемость, способность к адаптации и самообслуживанию. При качественных дополнительно наблюдается парциальность, мозаичность отдельных функций.
Искаженное, дисгармоничное развитие связано с протекающими в организме патологическими процессами. У таких детей хорошо развиты речь, мышление. При этом наблюдается асоциальное поведение, связанное со сложностью усвоения норм и правил. Часто дети обладают уникальные математическими или музыкальными способностями, но тяжело осваивают бытовые навыки.
При повреждении или дефицитности одни сферы развиты в пределах возрастных рамок, другие отстают. В зависимости от локализации мозаичного поражения страдают слухоречевое восприятие, речь, пространственное ориентирование, память. Из-за распада сложных иерархических связей происходит интеллектуальное отставание. Дефицитарность проявляется при первичный дефектах анализаторных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Узнайте рекомендации по лечению не выходя из дома БЕСПЛАТНО
Оставьте заявку, мы свяжемся с Вами для подбора времени и нужного Вам специалиста
Идиотия сопровождается наиболее грубыми расстройствами. Сочетанными патологиями часто становятся пороки и аномалии развития, соматоневрологические патологии. Пациенты не способны узнавать близких людей. Речь полностью отсутствует. Выработать условные рефлексы возможно только на прием пищи. В остальном они носят безусловный характер. Подвижность ограничена.
При имбецильности развитие сильно отстает от нормы. Когнитивные и интеллектуально-мнестические функции снижены. Обучение затруднено. Овладение учебными навыками в полном объеме невозможно. Детям показана коррекционная учебная программа. Бытовые навыки формируются с запозданием.
При дебильности нарушены отдельные виды мышления. В первую очередь – обобщенное, абстрактное. У таких пациентов страдает волевая сфера. Поэтому существует риск вовлечения в преступные группировки. Пациенты склонны подражать окружающим, не способны сформировать собственное мнение. Обучение им дается с большим трудом. Рекомендовано обучение по специальной программе. Они способны освоить бытовые навыки и легкий труд. Смогут работать на простых работах.
При задержке психического развития показатели IQ граничат с легкой умственной отсталостью или незначительно превышает их. При повреждении эмоционально-волевой сферы у ребенка отсутствует познавательный интерес. Такие дети импульсивные, подвижные. Ведущей деятельностью для них является игра. Они не склонны к творческой работе, требующей усидчивости: чтению, рисованию, занятиям музыкой. Их трудно побудить, организовать. Если страдают память, интеллект, внимание, симптомы включают безынициативность, несамостоятельность. У детей наблюдаются признаки церебрастении. Они быстро устают, отвлекаются, становится пассивными или излишне возбужденными.
Диагностика
Для верификации привлекается междисциплинарная комиссия в составе педиатра, психиатра, невролога, дефектолога, социального педагога. Диагностический алгоритм включает:
- сбор анамнеза;
- клиническую беседу с родителями, ребенком;
- наблюдение;
- патопсихологическое тестирование, опросники, методику Векслера, опросник по возрасту и стадиям (ASQ), PEDS, субтесты на компоненты интеллекта;
- логопедическое обследование;
- оценку эмоциональных реакций;
- инструментальные исследования: ЭЭГ, МРТ, КТ;
- генетические тесты.
Патологию необходимо отличать от особенностей культуры и быта, национальный специфики.
Лечение интеллектуальных расстройств у детей
Терапия направлена на устранение обратимых состояний. В остальных случаях требуется коррекция, поддержка, симптоматическое лечение.
Медикаментозные средства подбираются с учетом этиологии. При расстройствах эндокринной системы показана гормональная терапия. При органических повреждениях используют ноотропы, психостимуляторы, корректоры мозгового кровообращения. При аффективных и поведенческих расстройствах показаны транквилизаторы, седативные средства. При психотических – антипсихотики, нейролептики.
Психокоррекция подбирается индивидуально в зависимости от степени интеллектуального нарушения, способности к обучению. При легких формах проводится проработка отстающих функций. В тяжелых случаях разрабатывается специальная психолого-педагогическая программа, направленная на повышение адаптации.
Реабилитация позволяет социализироваться. Для детей с ЗПР и легкими формами олигофрении возможно посещение учреждений дополнительного образования. При имбецильности требуется направление в специальные коррекционные школы. При дебильности возможности развития интеллекта практически отсутствуют.
Куда обращаться за помощью
Лечение психических расстройств и интеллектуальной недостаточности требует индивидуального подхода. Разработать комплексную программу терапии в каждом отдельном случае помогут в частной психиатрической клинике Anima. Доктора используют эффективные психотерапевтические методики. В своей работе применяют комплексные лекарства, имеющие меньшее количество побочных эффектов. При необходимости врачи приедут на дом или проконсультируют родителей по телефону. Анонимность гарантируется.
Осложнения
При отсутствии медико-социальной помощи у пациентов развивается психопатологические расстройства. Осложняется адаптация в социуме. Такие дети плохо идут на контакт. Их реакции не соответствуют ситуации. Они безынициативны, импульсивны, агрессивны, апатичны, расторможены, постоянно нуждаются в сторонней помощи. Существует риск развития сопутствующих соматических заболеваний. В зависимости от этиологии инвалидности продолжительность жизни такой категории детей снижена. Чем выше неподвижность, тем больше опасность развития застойных пневмоний, тромбозов, пролежней, геморроя, ранней смерти.
Профилактика
Первичная профилактика направлена на грамотное планирование и ведение беременности, избегание тератогенных факторов. Будущим мамам важно придерживаться здорового образа жизни, отказаться от алкоголя, являющегося причиной фетальноалкогольного синдрома. Надо проходить скрининговые исследования. Вакцинация от H. influenzae, краснухи, пневмококковой инфекции, исключают их из этиологии олигофрении.
Вторичная профилактика направлена на своевременное обследование и корректировку нарушений интеллекта, создание благоприятной среды для воспитания.
Прогноз
Сценарий зависит от степени повреждений ЦНС и их обратимости. При задержке психического развития он благоприятный. Большинство детей после прохождения социально-педагогической и медицинской реабилитации догоняют сверстников и успешно социализируются. В зависимости от степени олигофрении прогностические данные отличаются. При дебильности и легкой степени имбецильности возможна частичная коррекция нарушений. Грамотный уход и помощь в социализации повышают их адаптационные возможности. При идиотии больные редко доживают до 18-20 лет в связи с большим количеством сочетанных пороков развития.
Список литературы:
- Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: Academia, 1999. 208 с.
- Жадько Е.Г., Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 178 с.
- Слепович Е.С., Поляков А.М. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. СПб.: Речь, 2008. 247 с.
- Шипицына Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка: Учебное пособие для педагогов, родителей, вузов. Издательство: Владос, 2010. 1500 с.