Психические заболевания

Комплекс неполноценности

Страдаете от заниженной самооценки? Чувствуете себя ненужным, непринятым в обществе? На нервной почве начались субдепрессии, панические атаки? Расскажем все о диагностике и лечении комплекса неполноценности.

Подробнее
vrach

Комплекс неполноценности – расстройство эмоциональной и мыслительной сферы, при котором возникает иррациональная убежденность в собственной ущербности, ненормальности. Больной уверен, что все окружающие превосходят его. Он постоянно неуверен в себе. Патологически боится совершить ошибку, неспособен добиваться желаемого. Завидует более успешным по его мнению людям. Стремится избегать общения, чтобы никто не догадался о его недостатках. На фоне постоянных переживаний развиваются субдепрессии, депрессивные расстройства, соматические заболевания, неврозы. Для постановки диагноза используют клиническую беседу, психопатологическое тестирование. Терапия включает когнитивно-поведенческую методику, психоанализ, тренинги.

Описание патологии

Первым термин КП ввел в обиход А. Адлер. Он изучал компенсаторные механизмы у детей с нарушением развития. Психоаналитик пришел к выводу, что большинству детей свойственно ощущение собственной слабости по сравнению со взрослыми. На фоне этого чувства развивается компенсаторный механизм, призванный возместить дефицитарность и стимулирующий развитие личности. По его мнению это универсальная движущая сила. При этом частые неудачи, неспособность достичь цели усиливают комплекс. Успешный опыт преодоления сложностей формирует сильную личность. В обществе, ориентированным на достижение успехов частота встречаемости КП выше. Расстройство развивается одинаково часто у мужчин и женщин, но представители сильного пола переносят его хуже. У них проявляется гиперкомпенсация, неврозы.

Причины комплекса неполноценности

Этиология связана с физиологическими и характерологическими особенностями. Предпосылки к его возникновению проявляются в раннем детстве. Внешняя среда способна усилить или нивелировать их. Экзогенные причины включают социальные, педагогические, религиозные, демографические, этнические влияния. К этиофакторам относятся:

  1. Деструктивная семейная обстановка и ошибки воспитания. К ним причисляют авторитарный стиль. Его сопровождает постоянная критика, наказание за ошибки, сравнение ребенка с другими. В таких семьях есть дефицит поощрения, похвалы. Предпосылкой для возникновения КП становится гиперопека. При чрезмерной любви и заботе у человека отсутствует опыт самостоятельного решения проблем, достижения цели.
  2. Врожденные или приобретенные физические дефекты. Непривлекательность, диспропорциональность, аномалии развития вызывают неприятие со стороны окружающих. Подлинное или мнимое отклонение от стандартов красоты, принятых в обществе, существенно влияет на самооценку. Особенно подвержены влиянию дисморфофобии девушки и женщины.
  3. Постоянная критика со стороны значимых лиц. Постоянные некорректные замечания, негативные обобщения со стороны родителей, супругов, других важных для человека людей подрывают уверенность в себе.
  4. Отрицательный опыт. Неспособность достичь поставленных целей в значимой области способствует развитию комплексов. Для мужчин часто более важна профессиональная сфера, для женщин – семейные отношения. Но это зависит от индивидуальных особенностей человека.

Группа риска

Расстройство чаще выявляется у детей из неполных, бедных или неблагополучных семей. Оно способно возникнуть у ребенка, который не усваивает школьный материал, плохо учится, склонен к девиантному поведению. Часто манифестирует у людей, входящих в группу этнических, сексуальных, религиозных, политических меньшинств.

Механизм развития

Это нарушение формируется в раннем детстве. По мере взросления ребенок понимает, что не все его потребности удовлетворяются, а его возможности ограничены. Первые границы осознаются на физическом уровне: несформированность навыков, материальные ограничения, требования окружающих, противоречащие желанию. Позднее осознается существование психологических преград, сформированных воспитанием, отношениями с другими людьми.

У детей дошкольного возраста компенсаторным механизмом становится игра. Ребенок отыгрывает разные роли. Фантазируя, он образно воплощает свои мечты. В школьном возрасте система ценностей меняется. Важными становятся реальные достижения, соответствие требованиям, оценки. Возникает страх неуспешности, неполноценности. Ребенок боится оказаться непринятым, нелюбимым, отвергнутым, одиноким. В норме этот страх становится толчком в развитии. Принимая патологические формы он является препятствием продуктивной активности. Предрасполагающие факторы закрепляют КП в структуре личности и существенно ухудшают качество жизни. Непреодоленное расстройство приводит к развитию неврозов или трансформируется комплекс превосходства. Он характеризуется завышенной самооценкой, неоправданным хвостом, привычкой высказывать чувство превосходства перед окружающими.

Комплекс неполноценности: симптомы

Симптомы комплекса неполноценности

Характерным проявлением становится ощущение собственной ущербности по сравнению с другими. При клинически значимых формах отмечается замкнутость, отказ от активности, нежелание самоутверждаться, ограничение контактов. Человек избегает публичной деятельности. Он закрыт для нового из-за боязни осуждения, насмешек. Такие люди неинициативны. Не стремятся к новым знакомствам, расширению круга общения. В большинстве случаев не удовлетворены собственной жизнью.

В зависимости от пола расстройство проявляется по-разному. Мужчины чаще маскируют неуверенность за агрессией, гипертрофированной маскулинностью. Для них характерна привычка обвинять окружающих. Существует склонность к провокации конфликтов, высокомерию. Они любят демонстрировать внешние атрибуты успешности. Готовы жить не по средствам, залезать в кредиты, ради создания картинки красивой жизни.  У них есть склонность к алкоголизму, наркомании.

Женщины чаще занимают позицию жертвы. Стремятся оказывать окружающим помощь, даже при отсутствии просьб со стороны. Постоянно предъявляют претензии, жалобы. Для них характерен внешний локус контроля.

В отличии от деструктивного варианта, продуктивный называется гиперкомпенсацией. Недовольство собой, внутреннее напряжение становится мотивирующей силой. Люди стремятся преодолеть возникшие ограничения. Достижение цели снимает напряжение. На некоторое время ощущение неполноценности исчезает. Со временем оно возвращается. Необходимость в принятии, восхищении окружающих заставляет добиваться все новых и новых успехов, не позволяя расслабиться.

Диагностика

Верификация диагноза происходит поэтапно. Необходимо:

  • собрать семейный анамнез;
  • уточнить обстоятельства жизни: уровень образования, карьерные успехи, условия жизни;
  • изучить личностные особенности: тип темперамента, особенности эмоционально-волевой сферы.

Этим занимаются психиатры и психотерапевты. Они используют клиническую беседу. Характерными жалобами при КП становится: ощущение неуверенности, ненужности, отверженности. У пациентов присутствуют страх перед новыми знакомствами, публичными выступлениями, проявлением инициативы. Возможно компенсация в иной сфере: спорте, кулинарии, в отношениях с противоположным полом, косметических процедурах, самообразовании, развитии карьеры.

Еще одним диагностическим методом являются опросники и рисуночные тесты. Специализированными исследованиями становятся: шкала самооценки Дембо-Рубинштейн, СМИЛ, смысложизненные ориентации Леонтьева и так далее. Они позволяют установить уровень самооценки, внутреннюю напряженность, эмоциональную неустойчивость. Тестирование показывает уровень стресса, невротизации.

Рисуночные, интерпретационные тесты относятся к проективным методикам. Они выявляют вытесненные, отрицаемые переживания. Это хорошо себя зарекомендовало при работе с представителями сильного пола, стремящимися к гиперкомпенсации. Психотерапевты используют тест фрустрации Розенцвейга, рисунок человека, апперцептивный тематический тест.

Лечение комплекса неполноценности

Основным методом является психотерапия. Она позволяет определить сильные и слабые стороны характера пациента. Он изучает основы самоанализа, снижает внутреннее напряжение, учится новым способом коммуникации. Занятия носят индивидуальный, групповой характер.

В индивидуальной терапии используют когнитивно-поведенческую, психоаналитическую, гуманистическую методики. Они позволяют выявить скрытые этиофакторы развития КП. Деструктивные убеждения корректируется. В ходе сессии выясняется сильные и слабые стороны личности, изучается техники саморегуляции, релаксации, позитивного мышления.

Самопомощь заключается в проведении аналитической работы, позволяющей лучше изучить собственное “Я”. Для этого используются личные дневники, фиксация достижений и получения нового опыта. Записи позволяют более объективно воспринимать обстоятельства жизни, искать новые пути достижения целей. Со временем отрицательные эмоции, сопровождающие совершение ошибки, сглаживаются. Человек учится действуйте исходя из полученного опыта.

На групповых тренингах происходит отработка полученного материала. Люди вырабатывают новые положительные паттерны. Они учатся продуктивно разрешать конфликты, сохраняя самооценку. Возникающий в ходе занятия положительный отклик от окружающих, повышает уверенность в себе, мотивирует к действиям.

В тяжелых случаях проводятся сеансы гипноза. При наличии осложнений, требуется симптоматическое лечение. В зависимости от вторичного заболевания это:

  • антидепрессанты;
  • анксиолитики;
  • седативные средства;
  • нейролептики.
Комплекс неполноценности: диагностика и лечение

Где пройти терапию

Если нужно пройти лечение расстройств личности, стоит обратиться в частную психиатрическую клинику Anima. В ней работают доктора высшей категории. Они применяют проверенные психотерапевтические методики. При необходимости лекарственной терапии отдают предпочтение комбинированным препаратам, имеющим меньшее количество побочных эффектов. Уникальное медико-техническое оборудование позволяет провести дифференциальную диагностику. Терапия пройдет в комфортных условиях. При необходимости врача можно вызвать на дом или проконсультироваться по телефону. Анонимность гарантируется всем обратившимся.

Осложнения

В тяжелых случаях у больных манифестируют невротические расстройства. При деструктивном поведении происходит десоциализация. Пациент избегает общения. Стремится не выделяться в коллективе. Это отрицательно сказывается на учебе, работе, межличностных отношениях. При ярко выраженном КП больной вообще не пытается устроиться на работу, не стремится вступать в брак, формировать дружеские связи. В период обострения рвет уже сформированные привязанности.

В зависимости от возраста пациента риски различаются. В детском возрасте наблюдаются логоневрозы, заикания, другие нарушения речи. Возможно появление тиков. Часто отмечается расстройство сна, ночные кошмары.

У взрослых чаще развивается тревожная депрессия, ОКР, панические атаки. Манифестируют фобические расстройства.  Появляются различные ритуалы. На фоне хронического стрессового состояния дебютируют психосоматические заболевания. Возникает склонность к аддикциям, попытки суицида.

Профилактика

Первичные профилактические меры включает правильное воспитание, положительную обстановку в семье. Родителям надо избегать чрезмерного контроля, не критиковать за ошибки. Их следует воспринимать, как часть опыта, а не в качестве негативных черт личности. Ребенка нельзя ругать за промахи, сравнивать с другими детьми.

Вторичная профилактика включает освоение навыков самоанализа. Нужна работа с психотерапевтом. Нужно освоение техник, позволяющих анализировать проигрыши, выбирать другие алгоритмы достижения успеха. Требуется проработка навыков общения, принятия критики.

Прогноз

Это прогностически благоприятное расстройство. После прохождения терапии симптомы редуцируются. Осознанный комплекс неполноценности становится основой для развития личности и достижения выдающихся успехов.

Список литературы:

  1. Мухина Юлдуз Робертовна, Яковенко Ирина Владимировна ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ // Поволжский педагогический вестник. 2020. №3 (28).
  2. Красильников И.А. Феномен внутриличностного конфликта в социальном психоанализе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Философия. Психология. Педагогика. 2014. № 4. С. 68-72.
  3. Лобанова Н.Е. Психологическая характеристика внутриличностного конфликта // Вестник Мордовского университета. 2011. Вып. 2. С. 51-53.
  4. Соколова Э.А. Психологические проблемы в исследованиях Альфреда Адлера // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 7. С. 156-164.
Статья проверена экспертом
Горин Александр Владимирович Психиатр-нарколог