Выражение «моббинг в школе» подразумевает ситуации, происходящие между детьми, когда имеется группа агрессивно настроенных личностей, которые регулярно и целенаправленно преследуют жертву. Их целью является ее морально-психологическое, а также физическое исключение из класса или вовсе из образовательного учреждения. Поведение мобберов, как называют врачи пациентов, подразумевает оскорбления, упреки, публичное высмеивание, шантаж, кражи, а также разное физическое насилие над жертвой.
Для диагностики психиатры и психотерапевты используют приемы наблюдения, беседы с больными, документальный сбор сведений. Для лечения моббинга рекомендовано проведение классных часов, спецтреннингов, сфокусированных на корректировке поведения враждебно настроенной группы.
Моббинг в школе: общая информация
Выражение «мобинг» появилось в научном сообществе из английского языка. «Моб» означает — толпу. В самом начале термин использовали биологи для описания групповой деятельности животных, которые атаковали заблудшего агрессивного хищника или представителя своего же вида, отличавшегося от остальных.
Моббинг у людей означает как психологическую, так и физическую травлю человека, которая обычно выполняется группой. Такое поведение наблюдается как у детей, так и у взрослых. Это касается любых коллективов с типичной структурой, где присутствует лидер, активные деятели и исполнители.
В общеобразовательных учреждениях такой вид поведения считается самым распространенным и больше всего изученным. Согласно статистическим данным, травле в школе подверглось примерно 44% учащихся в средних класса и 27% — старших классах.
Почему происходит моббинг в школе?
Исследователи предполагают, что такое поведение считается проблемой дефицита психологической и нравственной культуры общества. В последнее время она в разы увеличилась. Самой большой проблемой моббинга считается то, что его жертвой становятся дети. При этом они не всегда должны выделяться чем-то от других, хотя обычно именно по этому критерию «не такой, как все» группа пациентов выбирает себе «добычу».
Как правило, жертвами становятся:
- дети с заболеваниями, физическими дефектами;
- довольно ранимые и мягкие натуры;
- лица, отстающее в умственном развитии или, наоборот, лучше, чем другие в учебе;
- дети с активной жизненной позицией.
Однако в большинстве случае личность потенциальной «добычи» только предлог для агрессии ребенка, который готов выплеснуть на кого-то свою злость. По этой причине жертвой способен стать любой ребенок.
Бесплатная консультация
Не можете уговорить на лечение?
Наши консультанты помогут Вам найти эффективную мотивацию и уговорить близкого на лечение
Детский и подростковый моббинг выделяется от взрослого тем, что несформированные психически школьники попадают под влияние пребывания в группе со сверстниками. Быть частью команды — главная потребность подростка. Опьяненные стадным инстинктом и потребность быть вместе с толпой, приводит к тому, что дети совершают устрашающие поступки.
Какие именно причины толкают их на такие действия? К основным триггерам психологи относят:
- Попытки подражать агрессивному поведению взрослых друг к другу / себе. Также психологи относят сюда сбой эмоционального контакта с матерью и отцом, когда проявляется атмосфера нелюбви в семье.
- Использованием родителями к ребенку физического насилия или других форм наказания.
- Равнодушие / агрессия со стороны учителей в школе.
- Трудности с организацией школьной жизни. Это может произойти из-за большого количества учеников в классе, постоянной смены преподавателей, свободного времени между занятиями и прочего.
- Отсутствие способности выражать себя, ставить перед собой объективные цели.
- Сниженную самооценку.
- Отсутствие умения решать конфликты без агрессии.
- Наличие опыта роли жертвы в моббинге со стороны других детей.
Для вида поводом травли в школе способна стать любая особенность ребенка, которая отличает его от других:
- высокие оценки;
- ношение очков для зрения;
- наличие дорогого смартфона;
- цель поступить в ВУЗ;
- внешние отличия: ожирение, худощавость, высокий / низкий рост;
- отношение к более благополучной / неблагополучной семье, отличие в национальности, вероисповедовании.
Основые триггеры моббинга в школе
К причинам появления моббинга и его распространения в общеобразовательных учреждения относят:
- Нехватку воспитания.
Потребность отыскать основание, направить гнев на другого часто формируются при минимальном участии матери / отца и воспитателей в жизни ребенка. Моббинг может проявиться, когда малыша не научили толерантному отношению, контролю над эмоциями.
Личный пример взрослых — неуважение, притеснение членов семьи или учеников в классе — тоже становятся причиной для развития такого поведения среди детей.
- Изъяны организации школьной жизни.
Источниками считают равнодушие со стороны педагогов к развивающейся травле, их агрессивное отношение (как словесное, так и физическое) к ученикам, которые плохо успевают, выбор «любимчиков». Моббинг обычно встречается в классах, где присутствует большое количество детей, при регулярной смене классного руководителя, а также недостаточной организации внеучебного досуга.
- Отрицательный опыт агрессора.
Попытки унижения толпой иногда обосновываются низкой самооценкой лидера и его соучастников, в отсутствии у них способности нормально разрешать конфликтные ситуации. В агрессивном поведении и действиях часто участвуют ребята, которые сами в прошлом были жертвами травли.
- Развитие интернета.
Возможность общаться в социальных сетях и мессенджерах помогает усилить давление группы агрессоров на подростка, которого выбрали жертвой. Преследование в виртуальном мире сегодня называют киббермобингом. Оно подразумевает разные способы унижения через СМС-сообщения, чаты, комментарии, публикации видеороликов и фотографий.
- Пропаганду насилия.
Кино, реалити-шоу, реклама — формируют в сознании детей идею соперничества, относительного уровня дозволенности и отсутствия наказаний за открытое проявление агрессии в сторону другого человека. Эпизоды угнетения жертв подкрепляют отрицательные эмоции в подростковом уме, которые реализуются в отношении с одноклассниками.
Узнайте рекомендации по лечению не выходя из дома БЕСПЛАТНО
Оставьте заявку, мы свяжемся с Вами для подбора времени и нужного Вам специалиста
Стадии моббинга в школе
Основными фазами формирования такого типа поведения психологи называют:
- Предпосылки. Идея о гонении формируется в результате эмоционального перенапряжения в группе. Нередко триггером становится подготовка к экзаменам, смена преподавателя, повышение нагрузки в школе или отсутствие интересных развлекательных мероприятий.
- Дебют. Лидер группы начинает искать жертву. Его выбор может быть случайным и никак не зависеть от успеваемости ребенка, его внешних особенностей или социального положения. А может фокусироваться на личной неприязни к однокласснику.
- Активная фаза. Группа начинает безосновательно придираться к жертве. Она провоцирует ее на конфликт. После этого периода начинается открытая агрессия со стороны участников моббинга.
- Социальное отделение. Жертву на психологическом уровне ограничивают от участия в развлекательных мероприятия в школе, совместных учебных процессах. Во время перемен с ней никто не общается.
- Перевод в другую школу / класс. Не выдерживая агрессии и постоянного гонения, ребенок просит родителей о переводе.
Эту стадию можно предотвратить своевременным вмешательством психологического и педагогического состава.
Эмоциональное терзание, которое проявляется в прямом смысле или косвенно, всегда становится причиной развития травмы. В зависимости от уровня устойчивости ребенка и присутствия у него поддержки, он способен прекратить моббинг с минимальными / максимальными потерями. Однако психологические травмы присутствует в любом случае, как бы легко взрослые не относились к «дразниклкам» в его сторону группой агрессоров.
Дети, склонны к травле, под давлением большинства нередко воспринимают физическое и эмоциональное насилие в качестве результате своих неправильных поступков / желаний. У них отмечают появления чувства вины, ощущения ответственности за все, что с ними происходит. Постепенно ребенок начинает замыкаться в себе, у него проявляется неуверенность в своих силах.
Он становится уязвимым, беспомощным, не пытается никому рассказать о проблемах в школе, а также систематические находится в депрессивном состоянии. На фоне этого нередко отмечают появление мыслей о суициде, немотивированной агрессии, страхов, навязчивых идей мести обидчикам.
Моббинг в школе: патогенетический механизм
Принцип формирования травли объяснен в терминологии социальной психологии. Если рассматривать класс школьников с ее точки зрения, то это организованная группа с весьма стойкой структурой. В ней есть лидер, исполнители и просто участники, который имеют нейтральную позицию.
Моббинг начинает глава группы. Обычно он основывается на личных особенностях:
- отсутствии уверенности;
- чувстве неполноценности;
- аномальном желании власти, подчинения, признания.
Основная травля жертвы выполняется исполнителями, находящимися под влиянием эмоционального состояния, установок лидера. Они работают по его пониманию хорошего и плохого, дружбы и вражды.
Ученики, которые не относятся к доле иерархии, сохраняют нейтральную сторону или ситуационно принимают участие в травле. Именно этих ребят могут привлечь воспитатели и родители для защиты жертвы. Как правило лидер выполняет свои каверзные действия исподтишка, оперирует свитой, но не показывает себя в прямой атаке.
Моббинг в школе: классификация
В более широком понимании школьный моббинг — психологическое гонение группой лиц одного ученика или даже преподавателя. Согласно такому термину травля разделена по направленности и ограничивается стенами класса или вовлекает понятие отношений между педагогом и учащимися.
Моббинг среди детей бывает горизонтальным, то есть когда жертвой выступает одноклассник, а также вертикальным — угнетается ребенок младшей возрастной группы. Такой тип поведения психологи еще называют боссингом.
По характеру проявления травля может быть двух видов:
- открытой — мобберы насмехаются над жертвой, обязывают ее, физически расправляются с ней;
- латентной — проявляется эмоциональной изоляцией, распространением слухов.
Моббинг в школе: как понять, что ребенка травят одноклассники?
Собрали для вас основные признаки, на которые следует обращаться внимание учителям и родителям, чтобы предотвратить травлю среди учеников:
- Отсутствие у ребенка желания ходить в школу.
Если малыш пытается придумать множество причин, чтобы не пойти в школу, родителям и преподавателям нужно постараться поговорить с ним в спокойной обстановке. Это позволит понять истинные мотивы. Банальное отсутствие желания учиться, обычно, не определяется систематическими жалобами.
Кстати, если ребенок пытается выбрать иной (более тернистый) путь в школу — пора поднимать тревогу. Вероятно, он пытается оттянуть момент прихода в класс, или не хочет встретиться по дороге с недружелюбными мобберами.
- Внезапное изменение в поведении ребенка.
К основным признакам, что в жизни малыша происходит что-то не то, относят:
- плохое настроение;
- угнетенность;
- замкнутость в себеж
- отсутствие желания общаться;
- обидчивость;
- раздражение и агрессивное поведение без адекватных причин.
На фоне закрытости нередко появляется недомогание, которое проявляется начиная с кишечной симптоматики (тошнотных позывов, рвоты, болезненности в животе) и закачивая повышением температурных показателей без тяжелого заболевания.
Если у ребенка отсутствуют друзья в классе, он почти не говорит о том, что происходит в школе — пора пообщаться учителем и психологом.
К этой категории относят болезненную реакцию детей на разговоры о дедовщине. У них отмечают появление расстройства сна, регулярное ощущение чувства тревоги, капризное поведение, нервозность или общее плохое самочувствие.
- Признаки физического насилия.
Наличие на теле синяков считается самым выраженным проявлением издевательства в школе. В дополнение следует обратиться внимание на поломанные вещи, одежду, порванные учебники или тетради. В ходе объяснения причины появления физического издевательства ребенок, как правило, говорит об этом с опущенным глазами достаточно спутанно.
Получается, если ребенок стал вести себя слишком нервно и замкнуто, постоянно находится в поиск оснований, чтобы не ходить в школу, приходит домой в подавленном настроении — не нужно ждать, что такое настроение у него пройдет само по себе. Следует незамедлительно поднять тревогу, ведь причина способно крыться в моббинге, то есть психологическом давлении других учеников из его класса.
Любое насилие, которое ребенок пережил в детстве, становится источником шанса развития разных тяжелых последствий в более взрослом возрасте. Психологи выделяют ближайшие и отдаленные формы последствий.
К первой группе относят:
- физические травмирования;
- острые формы психических расстройств, являющиеся ответом на любой из видов агрессивного поведения — возбуждение, интенсивная заторможенность, внешняя отрешенность, желание спрятаться от всего;
- интенсивное переживание страха;
- постоянное присутствие чувства тревоги;
- озлобленность на мир;
- ощущение несправедливости и бессмысленности существования;
- сниженную самооценку, способствующую сохранению и фиксированию психологических отклонений;
- прочие нарушения, к примеру, проблемы со сном;
- одиночество;
- агрессивное поведение касательно к более младшим детям или слабым лицам, включая животных;
- у ребят старшего возраста существует риск формирования тяжелой формы депрессии с чувством своей неполноценности, ущербности.
Отделенные последствия травли школе формируются исходя из индивидуальных особенностей детей, условий, в которых проходит их развитие, характера влияния, а также многих других триггеров. К ним психологи причисляют:
- сбой физического развития ребенка;
- отклонения в психическом развитии;
- появление разных соматических поражений — набор / потеря веса, нервные тики, энурез, заикание, постоянные мигрени, мышечное перенапряжение, снижение уровня иммунной системы и прочее.
Также психологи причисляют в эту категорию личностные и эмоциональные сбои, социальные последствия.
Моббинг в школе: как диагностируют?
Обнаружение эпизодов детской травли считается довольно трудной задачей как для родителей, так и для учителей, психологов. Дети, которые подвергаются угнетению, без особого желания говорят со взрослыми о проблемах с взаимоотношениями с другими ребятами.
Косвенными факторами патологических отношений считают снижение успеваемости в школе и появление проблем со здоровьем. К примеру, у ребенка наблюдаются регулярные простудные заболевания, обострение хронических патологий, требуется лечение тревожного расстройства.
Основными приемами выявления моббинга называют:
- Наблюдение.
Педагоги и школьные психологи изучают особенности в поведении ученика, проявление к нему плохого отношения со стороны сверстников, агрессивного поведения, отсутствие у него друзей в классе. Такие лица нередко остаются одни на переменах, пребывают в одиночестве, а также отказываются от посещений досуговых мероприятий. Педагог или психолог может найти лидера, а также нескольких активистов, которые временами нападают на жертву.
- Заметки.
Для формирования у ребенка объективных сведений о характере и частоте угнетающих действий со стороны группы мобберов, следует делать отметки о взаимоотношениях в школьном классе. Полученная информация в некотором роде становится подтверждающим фактором травли, помогает отличить ее с искаженным восприятием жертвы, найти лидера, а также объяснить источник конфликта при открытой форме конфликта.
- Социометрия.
Способ предназначен для проверки межличностных отношений неформального типа. Сюда относят симпатии / антипатии, включенность, изолирование жертвы. На основании результатов можно сделать вывод об уровне сплоченности детей в классе, присутствии ограничений, групп и лидеров, соответствии официального актива реальному.
Как остановить моббинг в школе?
Такое поведение детей нередко остается скрытым. Преподаватели проявляют безразличие, а родители и не подозревают, что в школе происходит с их ребенком: ведь как агрессор, так и жертва — молчат о проблемах.
Если мать с отцом смогли установить факт моббинга, они должны:
- Провести беседу с ребенком.
Родителям нужно уточнить подробности того, что происходит с их чадом и порекомендовать, как следует вести себя в такой ситуации. Нужно давать точные советы. Не стоит давить на ребенка, обвинять в чем-то или упрекать. Жертва максимально нуждается в поддержке и защите родителей.
- Рассказать директору школы о моббинге.
Дополнительно следует побеседовать с классным руководителем и главой ОШ. Уточнять отношение агрессора психологи не советуют, в частности если жертва сама не поддерживает эту идею (подростки нередко выступают против, ведь хотят решить проблемы своими силами).
- Записать ребенка к психологу.
Какой бы мощной не была поддержка матери с отцом, довольно часто без экспертного мнения не обойтись. Ведь ситуация травли считается опасной психологической травмой. В случае, если положение дел никак не поменяется после всех рекомендаций, следует заняться переводом ребенка в другую школу.
Не забывайте, что помощь требуется не только жертве, но и ее агрессору. У детей-мобберов тоже присутствует большое количество проблем с психикой. Они также нуждаются в поддержке матери и отца, а также помощи психолога.
Дети не способны побороть такие ситуации без вмешательства взрослых, в особенности ученикам младших / средних классов. А вот подростки могут уже самостоятельно постоять за себя (хоть и не без помощи старших и психолога). Детям нужно задуматься над вопросом: «Почему выбрали меня / Почему я стал (а) моббером?». Ответ на него поможет найти выход из сложившейся ситуации.
Нужно понимать, что советы родителей «Не обращай внимания на обидчиков» — не подействует с детьми. Более эффективным приемом считают:
- поиск сильного и достаточно грамотного (оптимально, если старше по возрасту) союзника или группы таких ребят;
- переманить на свою сторону самого нейтрального преследователя;
- попробовать решить конфликтную ситуацию напрямую с лидером мобберов.
В зародыше школьного моббинга находятся преподаватели. Именно их поведение и стиль общения считают благоприятными факторами для развития травли. Класс считается детским коллективом. Он, как и все другие группы, нуждается в поддержании благоприятной психической обстановки и сплоченности.
Для профилактики преподавателям, административным сотрудникам и психологам рекомендуется:
- заниматься созданием основных и общеобязательных норм поведения как в школе, так и в классе — в них должен присутствовать раздел «Моббинг в нашем учреждении запрещен»;
- мониторить поведение учеников на уроках, переменах — при необходимости моментально реагировать, купировать попытки травли;
- время от времени проводить поиск моббинга в каждом классе — для этого следует беседовать с детьми, проводить опросы, социометрические проверки;
- периодически выбирать дату классного часа, в ходе которого детям и их родителям будут рассказывать об опасности травли — для этого подходят профильные киноленты, чтение книг, касающихся проблемы и прочее.
При обнаружении травли в школе следует провести классный час, основная цель которого будет в решении проблемы. На нем собираются мобберы, жертва, преподаватель, психолог, социальных педагог, все учащиеся из класса, а также родители с двух сторон и другие лица, способные помочь.
Используемая литература:
- Моббинг, или психологическое насилие в школьном коллективе;: Методический материал/ Ларченко Н.А. – 2015.
- Жестокость подростков. Моббинг в школе/ Бондарева Е.Н., Сорокопудова Ю.В., Морозова А.И.// Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2014 – №1(4).
- Моббинг в образовательной среде/ Щипанова Д.Е.// Сборник научных трудов SWORLD. – 2013. – Т.23, №4.
- Как остановить травлю в школе. Психология моббинга/ Руланн Э.- 2012.