Моббинг в школе

Заметили признаки моббинга в школе? Не знаете, к кому обратиться за помощью? Рассказываем все о моббинге в школе.

Оставить заявку Написать в WhatsApp
vrach

Выражение «моббинг в школе» подразумевает ситуации, происходящие между детьми, когда имеется группа агрессивно настроенных личностей, которые регулярно и целенаправленно преследуют жертву. Их целью является ее морально-психологическое, а также физическое исключение из класса или вовсе из образовательного учреждения. Поведение мобберов, как называют врачи пациентов, подразумевает оскорбления, упреки, публичное высмеивание, шантаж, кражи, а также разное физическое насилие над жертвой. 

Для диагностики психиатры и психотерапевты используют приемы наблюдения, беседы с больными, документальный сбор сведений. Для лечения моббинга рекомендовано проведение классных часов, спецтреннингов, сфокусированных на корректировке поведения враждебно настроенной группы. 

Моббинг в школе: общая информация

Выражение «мобинг» появилось в научном сообществе из английского языка. «Моб» означает — толпу. В самом начале термин использовали биологи для описания групповой деятельности животных, которые атаковали заблудшего агрессивного хищника или представителя своего же вида, отличавшегося от остальных.

Моббинг у людей означает как психологическую, так и физическую травлю человека, которая обычно выполняется группой. Такое поведение наблюдается как у детей, так и у взрослых. Это касается любых коллективов с типичной структурой, где присутствует лидер, активные деятели и исполнители. 

В общеобразовательных учреждениях такой вид поведения считается самым распространенным и больше всего изученным. Согласно статистическим данным, травле в школе подверглось примерно 44% учащихся в средних класса и 27% — старших классах. 

Почему происходит моббинг в школе?

Исследователи предполагают, что такое поведение считается проблемой дефицита психологической и нравственной культуры общества. В последнее время она в разы увеличилась. Самой большой проблемой моббинга считается то, что его жертвой становятся дети. При этом они не всегда должны выделяться чем-то от других, хотя обычно именно по этому критерию «не такой, как все» группа пациентов выбирает себе «добычу». 

Как правило, жертвами становятся: 

  • дети с заболеваниями, физическими дефектами;
  • довольно ранимые и мягкие натуры;
  • лица, отстающее в умственном развитии или, наоборот, лучше, чем другие в учебе;
  • дети с активной жизненной позицией.

Однако в большинстве случае личность потенциальной «добычи» только предлог для агрессии ребенка, который готов выплеснуть на кого-то свою злость. По этой причине жертвой способен стать любой ребенок. 

Детский и подростковый моббинг выделяется от взрослого тем, что несформированные психически школьники попадают под влияние пребывания в группе со сверстниками. Быть частью команды — главная потребность подростка. Опьяненные стадным инстинктом и потребность быть вместе с толпой, приводит к тому, что дети совершают устрашающие поступки. 

Какие именно причины толкают их на такие действия? К основным триггерам психологи относят:

  • Попытки подражать агрессивному поведению взрослых друг к другу / себе. Также психологи относят сюда сбой эмоционального контакта с матерью и отцом, когда проявляется атмосфера нелюбви в семье. 
  • Использованием родителями к ребенку физического насилия или других форм наказания.
  • Равнодушие / агрессия со стороны учителей в школе.
  • Трудности с организацией школьной жизни. Это может произойти из-за большого количества учеников в классе, постоянной смены преподавателей, свободного времени между занятиями и прочего. 
  • Отсутствие способности выражать себя, ставить перед собой объективные цели.
  • Сниженную самооценку.
  • Отсутствие умения решать конфликты без агрессии.
  • Наличие опыта роли жертвы в моббинге со стороны других детей. 

Для вида поводом травли в школе способна стать любая особенность ребенка, которая отличает его от других:

  • высокие оценки;
  • ношение очков для зрения;
  • наличие дорогого смартфона;
  • цель поступить в ВУЗ;
  • внешние отличия: ожирение, худощавость, высокий / низкий рост;
  • отношение к более благополучной / неблагополучной семье, отличие в  национальности, вероисповедовании.

Основые триггеры моббинга в школе

К причинам появления моббинга и его распространения в общеобразовательных учреждения относят:

  • Нехватку воспитания.

Потребность отыскать основание, направить гнев на другого часто формируются при минимальном участии матери / отца и воспитателей в жизни ребенка. Моббинг может проявиться, когда малыша не научили толерантному отношению, контролю над эмоциями. 

Личный пример взрослых — неуважение, притеснение членов семьи или учеников в классе — тоже становятся причиной для развития такого поведения среди детей.

  • Изъяны организации школьной жизни.

Источниками считают равнодушие со стороны педагогов к развивающейся травле, их агрессивное отношение (как словесное, так и физическое) к ученикам, которые плохо успевают, выбор «любимчиков». Моббинг обычно встречается в классах, где присутствует большое количество детей, при регулярной смене классного руководителя, а также недостаточной организации внеучебного досуга. 

  • Отрицательный опыт агрессора.

Попытки унижения толпой иногда обосновываются низкой самооценкой лидера и его соучастников, в отсутствии у них способности нормально разрешать конфликтные ситуации. В агрессивном поведении и действиях часто участвуют ребята, которые сами в прошлом были жертвами травли. 

  • Развитие интернета. 

Возможность общаться в социальных сетях и мессенджерах помогает усилить давление группы агрессоров на подростка, которого выбрали жертвой. Преследование в виртуальном мире сегодня называют киббермобингом. Оно подразумевает разные способы унижения через СМС-сообщения, чаты, комментарии, публикации видеороликов и фотографий. 

  • Пропаганду насилия.

Кино, реалити-шоу, реклама — формируют в сознании детей идею соперничества, относительного уровня дозволенности и отсутствия наказаний за открытое проявление агрессии в сторону другого человека. Эпизоды угнетения жертв подкрепляют отрицательные эмоции в подростковом уме, которые реализуются в отношении с одноклассниками. 

Стадии моббинга в школе

Основными фазами формирования такого типа поведения психологи называют:

  1. Предпосылки. Идея о гонении формируется в результате эмоционального перенапряжения в группе. Нередко триггером становится подготовка к экзаменам, смена преподавателя, повышение нагрузки в школе или отсутствие интересных развлекательных мероприятий. 
  2. Дебют. Лидер группы начинает искать жертву. Его выбор может быть случайным и никак не зависеть от успеваемости ребенка, его внешних особенностей или социального положения. А может фокусироваться на личной неприязни к однокласснику. 
  3. Активная фаза. Группа начинает безосновательно придираться к жертве. Она провоцирует ее на конфликт. После этого периода начинается открытая агрессия со стороны участников моббинга. 
  4. Социальное отделение. Жертву на психологическом уровне ограничивают от участия в развлекательных мероприятия в школе, совместных учебных процессах. Во время перемен с ней никто не общается. 
  5. Перевод в другую школу / класс. Не выдерживая агрессии и постоянного гонения, ребенок просит родителей о переводе.

Эту стадию можно предотвратить своевременным вмешательством психологического и педагогического состава. 

Эмоциональное терзание, которое проявляется в прямом смысле или косвенно, всегда становится причиной развития травмы. В зависимости от уровня устойчивости ребенка и присутствия у него поддержки, он способен прекратить моббинг с минимальными / максимальными потерями. Однако психологические травмы присутствует в любом случае, как бы легко взрослые не относились к «дразниклкам» в его сторону группой агрессоров. 

Дети, склонны к травле, под давлением большинства нередко воспринимают физическое и эмоциональное насилие в качестве результате своих неправильных поступков / желаний. У них отмечают появления чувства вины, ощущения ответственности за все, что с ними происходит. Постепенно ребенок начинает замыкаться в себе, у него проявляется неуверенность в своих силах. 

Он становится уязвимым, беспомощным, не пытается никому рассказать о проблемах в школе, а также систематические находится в депрессивном состоянии. На фоне этого нередко отмечают появление мыслей о суициде, немотивированной агрессии, страхов, навязчивых идей мести обидчикам. 

Моббинг в школе: причины и последствия

Моббинг в школе: патогенетический механизм

Принцип формирования травли объяснен в терминологии социальной психологии. Если рассматривать класс школьников с ее точки зрения, то это организованная группа с весьма стойкой структурой. В ней есть лидер, исполнители и просто участники, который имеют нейтральную позицию. 

Моббинг начинает глава группы. Обычно он основывается на личных особенностях:

  • отсутствии уверенности;
  • чувстве неполноценности;
  • аномальном желании власти, подчинения, признания.

Основная травля жертвы выполняется исполнителями, находящимися под влиянием эмоционального состояния, установок лидера. Они работают по его пониманию хорошего и плохого, дружбы и вражды. 

Ученики, которые не относятся к доле иерархии, сохраняют нейтральную сторону или ситуационно принимают участие в травле. Именно этих ребят могут привлечь воспитатели и родители для защиты жертвы. Как правило лидер выполняет свои каверзные действия исподтишка, оперирует свитой, но не показывает себя в прямой атаке. 

Моббинг в школе: классификация

В более широком понимании школьный моббинг — психологическое гонение группой лиц одного ученика или даже преподавателя. Согласно такому термину травля разделена по направленности и ограничивается стенами класса или вовлекает понятие отношений между педагогом и учащимися. 

Моббинг среди детей бывает горизонтальным, то есть когда жертвой выступает одноклассник, а также вертикальным — угнетается ребенок младшей возрастной группы. Такой тип поведения психологи еще называют боссингом. 

По характеру проявления травля может быть двух видов:

  • открытой — мобберы насмехаются над жертвой, обязывают ее, физически расправляются с ней;
  • латентной — проявляется эмоциональной изоляцией, распространением слухов.

Моббинг в школе: как понять, что ребенка травят одноклассники? 

Собрали для вас основные признаки, на которые следует обращаться внимание учителям и родителям, чтобы предотвратить травлю среди учеников:

  • Отсутствие у ребенка желания ходить в школу.

Если малыш пытается придумать множество причин, чтобы не пойти в школу, родителям и преподавателям нужно постараться поговорить с ним в спокойной обстановке. Это позволит понять истинные мотивы. Банальное отсутствие желания учиться, обычно, не определяется систематическими жалобами. 

Кстати, если ребенок пытается выбрать иной (более тернистый) путь в школу — пора поднимать тревогу. Вероятно, он пытается оттянуть момент прихода в класс, или не хочет встретиться по дороге с недружелюбными мобберами. 

  • Внезапное изменение в поведении ребенка.

К основным признакам, что в жизни малыша происходит что-то не то, относят:

  • плохое настроение;
  • угнетенность;
  • замкнутость в себеж
  • отсутствие желания общаться;
  • обидчивость;
  • раздражение и агрессивное поведение без адекватных причин.

На фоне закрытости нередко появляется недомогание, которое проявляется начиная с кишечной симптоматики (тошнотных позывов, рвоты, болезненности в животе) и закачивая повышением температурных показателей без тяжелого заболевания. 

Если у ребенка отсутствуют друзья в классе, он почти не говорит о том, что происходит в школе —  пора пообщаться учителем и психологом. 

К этой категории относят болезненную реакцию детей на разговоры о дедовщине. У них отмечают появление расстройства сна, регулярное ощущение чувства тревоги, капризное поведение, нервозность или общее плохое самочувствие. 

  • Признаки физического насилия.

Наличие на теле синяков считается самым выраженным проявлением издевательства в школе. В дополнение следует обратиться внимание на поломанные вещи, одежду, порванные учебники или тетради. В ходе объяснения причины появления физического издевательства ребенок, как правило, говорит об этом с опущенным глазами достаточно спутанно. 

Получается, если ребенок стал вести себя слишком нервно и замкнуто, постоянно находится в поиск оснований, чтобы не ходить в школу, приходит домой в подавленном настроении — не нужно ждать, что такое настроение у него пройдет само по себе. Следует незамедлительно поднять тревогу, ведь причина способно крыться в моббинге, то есть психологическом давлении других учеников из его класса. 

Любое насилие, которое ребенок пережил в детстве, становится источником шанса развития разных тяжелых последствий в более взрослом возрасте. Психологи выделяют ближайшие и отдаленные формы последствий. 

К первой группе относят:

  • физические травмирования;
  • острые формы психических расстройств, являющиеся ответом на любой из видов агрессивного поведения — возбуждение, интенсивная заторможенность, внешняя отрешенность, желание спрятаться от всего;
  • интенсивное переживание страха;
  • постоянное присутствие чувства тревоги;
  • озлобленность на мир;
  • ощущение несправедливости и бессмысленности существования;
  • сниженную самооценку, способствующую сохранению и фиксированию психологических отклонений;
  • прочие нарушения, к примеру, проблемы со сном;
  • одиночество;
  • агрессивное поведение касательно к более младшим детям или слабым лицам, включая животных;
  • у ребят старшего возраста существует риск формирования тяжелой формы депрессии с чувством своей неполноценности, ущербности.

Отделенные последствия травли школе формируются исходя из индивидуальных особенностей детей, условий, в которых проходит их развитие, характера влияния, а также многих других триггеров. К ним психологи причисляют:

  • сбой физического развития ребенка;
  • отклонения в психическом развитии;
  • появление разных соматических поражений — набор / потеря веса, нервные тики, энурез, заикание, постоянные мигрени, мышечное перенапряжение, снижение уровня иммунной системы и прочее.

Также психологи причисляют в эту категорию личностные и эмоциональные сбои, социальные последствия. 

Моббинг в школе: последствия

Моббинг в школе: как диагностируют?

Обнаружение эпизодов детской травли считается довольно трудной задачей как для родителей, так и для учителей, психологов. Дети, которые подвергаются угнетению, без особого желания говорят со взрослыми о проблемах с взаимоотношениями с другими ребятами. 

Косвенными факторами патологических отношений считают снижение успеваемости в школе и появление проблем со здоровьем. К примеру, у ребенка наблюдаются регулярные простудные заболевания, обострение хронических патологий, требуется лечение тревожного расстройства

Основными приемами выявления моббинга называют:

  • Наблюдение. 

Педагоги и школьные психологи изучают особенности в поведении ученика, проявление к нему плохого отношения со стороны сверстников, агрессивного поведения, отсутствие у него друзей в классе. Такие лица нередко остаются одни на переменах, пребывают в одиночестве, а также отказываются от посещений досуговых мероприятий. Педагог или психолог может найти лидера, а также нескольких активистов, которые временами нападают на жертву. 

  • Заметки.

Для формирования у ребенка объективных сведений о характере и частоте угнетающих действий со стороны группы мобберов, следует делать отметки о взаимоотношениях в школьном классе. Полученная информация в некотором роде становится подтверждающим фактором травли, помогает отличить ее с искаженным восприятием жертвы, найти лидера, а также объяснить источник конфликта при открытой форме конфликта. 

  • Социометрия.

Способ предназначен для проверки межличностных отношений неформального типа. Сюда относят симпатии / антипатии, включенность, изолирование жертвы. На основании результатов можно сделать вывод об уровне сплоченности детей в классе, присутствии ограничений, групп и лидеров, соответствии официального актива реальному. 

Как остановить моббинг в школе?

Такое поведение детей нередко остается скрытым. Преподаватели проявляют безразличие, а родители и не подозревают, что в школе происходит с их ребенком: ведь как агрессор, так и жертва — молчат о проблемах. 

Если мать с отцом смогли установить факт моббинга, они должны:

  • Провести беседу с ребенком.

Родителям нужно уточнить подробности того, что происходит с их чадом и порекомендовать, как следует вести себя в такой ситуации. Нужно давать точные советы. Не стоит давить на ребенка, обвинять в чем-то или упрекать. Жертва максимально нуждается в поддержке и защите родителей. 

  • Рассказать директору школы о моббинге.

Дополнительно следует побеседовать с классным руководителем и главой ОШ. Уточнять отношение агрессора психологи не советуют, в частности если жертва сама не поддерживает эту идею (подростки нередко выступают против, ведь хотят решить проблемы своими силами).

  • Записать ребенка к психологу.

Какой бы мощной не была поддержка матери с отцом, довольно часто без экспертного мнения не обойтись. Ведь ситуация травли считается опасной психологической травмой. В случае, если положение дел никак не поменяется после всех рекомендаций, следует заняться переводом ребенка в другую школу. 

Не забывайте, что помощь требуется не только жертве, но и ее агрессору. У детей-мобберов тоже присутствует большое количество проблем с психикой. Они также нуждаются в поддержке матери и отца, а также помощи психолога. 

Дети не способны побороть такие ситуации без вмешательства взрослых, в особенности ученикам младших / средних классов. А вот подростки могут уже самостоятельно постоять за себя (хоть и не без помощи старших и психолога). Детям нужно задуматься над вопросом: «Почему выбрали меня / Почему я стал (а) моббером?». Ответ на него поможет найти выход из сложившейся ситуации.

Нужно понимать, что советы родителей «Не обращай внимания на обидчиков» — не подействует с детьми. Более эффективным приемом считают: 

  • поиск сильного и достаточно грамотного (оптимально, если старше по возрасту) союзника или группы таких ребят;
  • переманить на свою сторону самого нейтрального преследователя;
  • попробовать решить конфликтную ситуацию напрямую с лидером мобберов.

В зародыше школьного моббинга находятся преподаватели. Именно их поведение и стиль общения считают благоприятными факторами для развития травли. Класс считается детским коллективом. Он, как и все другие группы, нуждается в поддержании благоприятной психической обстановки и сплоченности. 

Для профилактики преподавателям, административным сотрудникам и психологам рекомендуется:

  • заниматься созданием основных и общеобязательных норм поведения как в школе, так и в классе — в них должен присутствовать раздел «Моббинг в нашем учреждении запрещен»;
  • мониторить поведение учеников на уроках, переменах — при необходимости моментально реагировать, купировать попытки травли;
  • время от времени проводить поиск моббинга в каждом классе — для этого следует беседовать с детьми, проводить опросы, социометрические проверки;
  • периодически выбирать дату классного часа, в ходе которого детям и их родителям будут рассказывать об опасности травли — для этого подходят профильные киноленты, чтение книг, касающихся проблемы и прочее. 

При обнаружении травли в школе следует провести классный час, основная цель которого будет в решении проблемы. На нем собираются мобберы, жертва, преподаватель, психолог, социальных педагог, все учащиеся из класса, а также родители с двух сторон и другие лица, способные помочь. 

Используемая литература:

  1. Моббинг, или психологическое насилие в школьном коллективе;: Методический материал/ Ларченко Н.А. – 2015.
  2. Жестокость подростков. Моббинг в школе/ Бондарева Е.Н., Сорокопудова Ю.В., Морозова А.И.// Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2014 – №1(4). 
  3. Моббинг в образовательной среде/ Щипанова Д.Е.// Сборник научных трудов SWORLD. – 2013. – Т.23, №4. 
  4. Как остановить травлю в школе. Психология моббинга/ Руланн Э.- 2012.

Статья проверена экспертом

Горин Александр Владимирович

Психиатр-нарколог