Олигофрения

У ребенка диагностировали умственную отсталость? Хотите понять, как помочь сыну или дочери максимально социализироваться? Расскажем, все об олигофрении: причины, симптомы, способы терапии.

Оставить заявку Написать в WhatsApp
vrach

Олигофрения – значительное стойкое недоразвитие интеллектуальной функции, приводящее к социальной дезадаптации. Вызвано органическим повреждением ЦНС в пренатальном, неонатальном, постнатальном периоде или в процессе родов. Коэффициент интеллекта у пациентов меньше 70-75 IQ, адаптивные функции снижены. Наблюдаются речевые, двигательные, эмоциональные, волевые, мыслительные нарушения. Это полиэтиологическое расстройство, манифестирующее под влиянием тератогенных факторов, генетических аномалий, ЧМТ, инфекционных патологий, перенесенных в раннем возрасте. Диагностика и оценка тяжести расстройства проводится с помощью клинических критериев. Для установления первопричины требуется детальное обследование. Лечение направлено на терапию основного заболевания. Нужна длительная реабилитация, социальная адаптация.

Описание патологии

Умственная отсталость – форма психического дизонтогенеза. Для нее характерна преимущественная недостаточность всех сфер интеллектуальной деятельности. Бывает врожденной или развивается у детей до трех лет. В норме в этот период происходит активное развитие психических функций. При УО влияние экзогенных, эндогенных факторов препятствуют процессу. Частота встречаемости в развитых странах составляет 1-3%. Часть больных с легкой формой нарушений при хорошей адаптации не попадают в поле зрения врачей. Влияет на статистику разнообразие подходов к верификации. По степени тяжести проявлений распределяется, как: 85% с легкой степенью, 10% – умеренная, у 4% – тяжелая. Очень тяжелая УО с грубыми нарушениями встречается только у 1% больных с этим расстройством.

По гендерной предрасположенности у мальчиков болезнь встречается в 1,5-2 раза чаще. Легкая степень болезни наиболее часто диагностируется в 6-7 или 18 лет. На эти возрастные периоды приходится начало обучения в школе; окончание учебы, выбор профессии, служба в армии. Возросшие нагрузки, необходимость социальной адаптации в новых для себя условиях ярче проявляют симптоматику. Становятся заметны трудности с приобретением, сохранением, применением специальных навыков и сетов информации. Тяжелые формы диагностируют в первые годы жизни. В остальных случаях ранняя диагностика маловероятна, поскольку существующие методы верификации больше подходят для зрелой психики. В дошкольном возрасте речь идет о предпосылках к диффузной ЗПР, определение алгоритма реабилитации, возможном прогнозе. Для лечения требуется работа междисциплинарной команды специалистов: психиатров, психотерапевтов, социальных педагогов, дефектологов, логопедов, психологов.

Причины олигофрении

Этиология носит многофакторный характер. Причины развития выделяют в несколько больших групп:

  1. Генетические. На эту категорию этиофакторов приходится до 50%. Они вызывают наиболее тяжелые поражения. Сюда входят синдромы Вильямса, Ангельмана, Дауна, Ретта, Прадера-Вилли, Клайнфельтера, Тернера. Они провоцируют хромосомные аномалии, нарушение процесса импринтинга. Генетические мутации способны порождать ферментопатии.
  2. Пренатальные. К ним относится гипоксия плода, ионизирующее излучение, острые или хронические интоксикации химическими соединениями. Негативное влияние оказывают прием алкоголя, наркотиков, курение во время беременности. Опасными состояниями становятся: резус-конфликт или иммунологический конфликт матери и ребенка. Внутриутробными инфекциями, провоцирующими умственную отсталость являются цитомегаловирус, корь, краснуха, токсоплазмоз, герпес, грипп, сифилис.
  3. Вызванные травмами, асфиксией в родах.  Спровоцировать их способно неправильное положение плода, его слишком крупный размер (более 4,5 килограммов).
  4. Ассоциированные с недоношенностью. Они вызваны недоразвитием всех систем. Организм нготов к самостоятельному существования. 
  5. Связанные с постнатальным поражением мозга. Таким действием обладают нейроинфекции: менингит, энцефалит, арахноидит, менингоэнцефалит. Органические повреждения – последствия ЧМТ, гидроцефалии.
  6. Спровоцированные педагогической запущенностью. Она наблюдается при ранней родительской депривации. Выявляется у детей из социально неблагополучных категорий населения.

В некоторых ситуациях установить этиологию расстройства не получается.

Бесплатная консультация

Не можете уговорить на лечение?

Наши консультанты помогут Вам найти эффективную мотивацию и уговорить близкого на лечение

icon

Механизм развития

Патогенез наследственной умственной отсталости ассоциирован со структурным поражением мозга, эпилептическим процессом, метаболическими нарушениями. При врожденных пороках основной патогенетический фактор – изменение формирования ЦНС. Она затрудняет ее функционирование. Например, при нарушениях нейрональной миграции гетеротопии серого вещества, часть нейронов остается в перивентрикулярной зоне. Это приводит к лиссэнцефалии.

Если этиология связана с метаболическими генетическим патологиями, например, фенилкетонурией поражения вызывает токсическое действие одних нейрометаболитов и дефицит других. При инфантильных эпилептических энцефалопатиях остановка психического развития связана с припадками и эпилептиформной активностью.

Классификация

В клинической практике традиционно выделяли дебильность, имбецильность, гидроцефалию. Сейчас эти названия исключены из МКБ 10. Это связано с негативного оттенка этих терминов. Вместо них рекомендовано использовать нейтральные обозначения. Это 4 степени:

  • легкая, с коэффициентом 50-69 IQ;
  • средняя – 35-49 IQ;
  • тяжелая – 20-34;
  • глубокая диагностируется при умственном развитии менее 20.

Расширенная систематизация учитывает не только силу интеллекта, но и эмоциональные, волевые, речевые расстройства, степень развития восприятия, памяти. Разработана клинико-физиологическая, этиопатологическая классификация. Различают также дифференцированную, недифференцированную формы.

Симптомы олигофрении

Характерной клинической особенностью является всестороннее всеобъемлющее поражение. Страдают все функции: память, воля, эмоции, интеллект, эмоции, способность к концентрации, восприятию и переработке информации. Часто присоединяются неврологические, соматические двигательные нарушения. Другими симптомами становятся:

  • незрелое поведение;
  • ограничение или отсутствие навыков самообслуживания;
  • замедленные способности к приобретению новых навыков.

У таких людей отсутствует абстрактное мышление. Их умственное развитие аналогично мышлению детей раннего возраста. Снижена возможность к обобщениям.

При легких формах нарушения выявлены нерезко. В младшем возрасте они могут остаться незамеченными. Требует внимания явное ограничение мыслительной деятельности. Человек не способен выйти за рамки конкретной ситуации. Наблюдается снижение концентрации внимания. Он не умеет длительное время сосредотачиваться на каком-либо деле. Постоянно отвлекается. Инициатива спонтанна, носит эпизодический характер. Она не связана с целеполаганием и планированием. Вызвана сиюминутными эмоциями.

У больного присутствуют нарушения памяти. Иногда отмечается простое механическое запоминание несложной информации: цифр, имен, названий. Речь обедненная. Отличается скудным словарным запасом. Человек с умственной отсталостью предпочитает короткие простые предложения. При построении фраз часто возникают ошибки. Присутствуют дефекты речи. В зависимости от степени нарушений возможно обучение чтению. Оно занимает больше времени, чем у здоровых людей. Понимание прочитанного материала ограничено.

Решение рутинных повседневных вопросов дается им с трудом. Им сложно заботиться о себе. Страдают коммуникативные навыки, саморегуляция. Больные легко принимают необдуманные решения. Склонность к ведомости и влиянию извне увеличивает риск поведенческих нарушений. Уровень критики у них снижен. Часто отсутствует понимание этичности тех или иных поступков. Расстройствам поведения также способствует:

  • отсутствие подготовки к социальной ответственности;
  •  непоследовательная установка предела;
  • нарушение способности к общению;
  • закрепление неправильных поведенческих паттернов;
  • дискомфорт от вторичных физических, неврологических расстройств.

Физическое состояние варьируется в зависимости от первопричины болезни. В большинстве случаев оно соответствует норме или даже превышает ее. Иногда отмечается отставание моторных навыков. У некоторых детей наблюдаются вторичные физические аномалии, связанные с этиологией УО. Так пренатальная асфиксия способна привести к церебральному параличу.

Олигофрения: симптомы

Олигофрения у детей

Выраженность симптомов зависит от возраста пациента. Чаще всего они обращают на себя внимание в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте. Ряд клинических признаков проявляется раньше. Малыши с эти расстройством отличаются повышенной раздражительностью. Они реже идут на эмоциональный контакт со взрослыми. Хуже социализированы, не любопытны. Не стремятся к общению со сверстниками. Мало проявляют интерес к окружающему. Обучение любым простейшим навыкам требует усилий со стороны родителей. Оно занимает больше времени.

У детей с УО отмечается недоразвитие нормальной возрастной деятельности. В возрасте 3-4 лет у здоровых малышей ведущей является игровая деятельность. Пациенты с олигофренией не интересуются игрушками. Они не пытаются ими манипулировать. В более старшем возрасте, когда игра усложняется, появляется интерес к сюжетно-ролевым сценариям, больные отдают предпочтение простым играм. Они не пытаются подражать взрослым, копируя их действия. Зажимаются преимущественно перестановкой и изучением игрушек. Творческая деятельность: лепка, конструирование, рисование аппликация не интересует. При привлечении к ней, осуществляется на примитивном уровне.

У лиц с этим расстройством нарушена способность распознавать свойства предметов. Они с трудом взаимодействуют с внешним миром. Их поступки хаотичны либо построены по жестким шаблонам без учета внешних обстоятельств. Снижена способность к концентрации внимания, оценке реальной ситуации.

Речевые навыки отстают от возрастной нормы. Больные позже начинают лепетать. Они хуже понимают обращенную к ним речь. Первые слова и фразы отмечаются позднее, чем у сверстников. В более старшем возрасте плохо воспринимают сложные речевые конструкции. Не способны осознавать длинные вербальные инструкции.

Усвоение наглядного и словесного материала требует большого числа повторений. Полученные знания плохо закрепляются в памяти. В дошкольном возрасте память непроизвольна. Сохраняются только самые яркие, необычные воспоминания.

Образное мышление развито слабо или отсутствует. Из-за этого пациентам сложно решать абстрактные задачи. Изображения на картинках они воспринимают, как реальность.

Волевые нарушения представлены импульсивностью, недостатком самостоятельности, безынициативностью, гипобулией. Эмоциональное развитие тоже нарушено. Проявление эмоций более скудно по сравнению с ровесниками. Они нестабильные, поверхностные. Часто не соответствуют ситуации: гипертрофированы, неадекватны. Наблюдается склонность к гипотимии. Характерным признаком становится своеобразие развития. Различные аспекты психической и двигательной активности развиваются замедленно, скачкообразно.

Узнайте рекомендации по лечению не выходя из дома БЕСПЛАТНО

Оставьте заявку, мы свяжемся с Вами для подбора времени и нужного Вам специалиста

icon

Диагностика

Постановка диагноза не вызывает затруднений. Для нее требуется сбор анамнеза, клиническая беседа с больным и родителями, патопсихологическое тестирование.

Во время беседы психиатр оценивает эмоциональные реакции, самооценку, уровень развития речи, словарный запас, способности к общению, абстрактному мышлению. Он проверяет сохранность критического восприятия.

Главным критерием верификации становятся тесты: Векслера, на IQ, диагностики нервно-психического развития детей Печорой, Фрухта, Пантюхиной, ГНОМ.

Дополнительно проводится оценка памяти с помощью ряда слов. Проводится проверка умения определять последовательность событий на картинках, объяснять смысл пословиц, понимать прочитанное.

Установление этиопатогенеза требует детального обследования. Назначаются лабораторные анализы, инструментальные исследования. Их выбор зависит от индивидуальной ситуации. Могут включать: изучение кариотипа, прямые исследования ДНК, пробы на токсоплазмоз, сифилис, МРТ, КТ, ЭЭГ головного мозга.

Лечение олигофрении

Выбор алгоритма зависит от степени расстройства, наличия или отсутствия неврологических, соматических осложнений. Этиотропная терапия возможна только при этиологии, связанной с ферментопатиями в случае их раннего обнаружения. В остальных ситуациях применяется симптоматическое лечение. При выявлении внутриутробных инфекций проводится соответствующая терапия.

Эта патология – одно из немногочисленных абсолютных противопоказаний к психотерапии. Психологические методики при УО неэффективны. Основной является фармакотерапия. При болезни назначают:

  • витаминно-минеральные комплексы;
  • антигипоксанты;
  • ноотропы;
  • антиоксиданты;
  • метаболиты;
  • мягкие седативные средства или стимуляторы по показаниям.

Больным требуется длительная реабилитация и помощь в социальной адаптации. Для этого необходима слаженная работа дефектологов, логопедов, неврологов, психиатров, педагогов, психологов. Детей необходимо обучать навыкам самообслуживания, правилам жизни в социуме. Такие больные часто обречены на социальную изоляцию. Они не способны понять окружающих, а те не могут понимать их. Особенно сильно проблема проявлена при недостаточности эмоциональной связи с родными.

После постановки диагноза родители испытывают сильные негативные эмоции. Малыш, страдающий скудным эмоциональным состоянием, не получая достаточной поддержки уходит в себя. Это осложняет течение болезни. Для устранения проблемы требуется семейная терапия и обучение родных основам олигофренопедагогики. При системном недоразвитии речи требуются занятия с логопедом. 

В зависимости от степени патологии возможно обучение в общеобразовательных учреждениях, коррекционных классах. В дальнейшем требуется помощь в выборе и освоении специальности.

Подберем индивидуальный план лечения

icon

Куда обращаться за помощью

Лечение психических расстройств, деменции, умственной отсталости и других нарушений интеллекта возможно пройти в комфортных условиях в частной психиатрической клинике Anima. Тут работают психотерапевты высшей категории. Они применяют проверенные коррекционные методики, лекарственные препараты последнего поколения. Клиника оснащена новейшим медико-техническим оборудованием. При необходимости доктора выезжают на дом или консультируют родителей по телефону. Анонимность и уважительное отношение гарантируются.

Осложнения

Болезнь осложняется рядом психических и соматических расстройств. К ним относятся повторяющиеся приступы аутоагрессии. Часто больные склонны к импульсивным навязчивым действиям самоповреждающего характера. У них наблюдается трихотилломания, экскориации. Поведенческие нарушения плохо поддаются коррекции ввиду пониженной обучаемости, отсутствия способности к прогнозированию.

Сопутствующими психоневрологическими патологиями являются СДВГ, гиперактивность. Часто наблюдаются аффективные нарушения, депрессия, БАР, РАС, неврозы.

Отдельной категорией считаются тревожные и депрессивные расстройства у лиц, осуществляющих уход. Для профилактики невротических расстройств им необходимы знания основ олигофренопедагогики, помощь психотерапевта.

Соматические осложнения присоединяются при тяжелой форме болезни, когда пациент длительное время сохраняет лежачее положение. К ним относятся застойные пневмонии, пролежни, тромбозы, геморрой, расстройства ЖКТ. Возникновение вторичных заболеваний напрямую зависит от качества ухода. При надлежащем присмотре больной способен прожить долго.

Профилактика

Первичные профилактические меры направлены на раннее выявление хромосомных, внутриутробных патологий. Проводится пренатальная диагностика. Парам с высокой степенью риска желательно дополнительно пройти генетическое консультирование. Беременной необходимо избегать тератогенных влияний. Во время вынашивания ребенка исключить алкоголь, наркотики, курение. Ограничить контакты с бытовой и производственной химией. При работе на вредном или тяжелом производстве перейти на легкий труд. На уровне страны меры включают повышение доступности квалифицированной акушерской помощи, улучшение качества медицинского оборудования. Это позволяет минимизировать осложнения во время беременности и родов.

В послеродовой период необходим правильный уход за ребенком. Минимизация соматических, инфекционных патологий. Важна ранняя диагностика ферменто-, эндокринопатий, гормональных нарушений.

Прогноз

Сценарий зависит от степени умственной отсталости, времени постановки диагноза и подбора адекватной терапии. Своевременное обнаружение патологии, полноценная реабилитация позволяют больным социализироваться. При небольшой степени нарушений они способны освоить простые профессии. Самостоятельно обслуживают себя в быту. При возникновении сложных вопросов им требуется помощь, поддержка. При умеренной или тяжелой форме нужен регулярный присмотр за больным. Его возможно обучить простым действиям. Это позволяет организовать посильный труд. При глубоких расстройствах нужен круглосуточный уход.

Список литературы:

  1. Виноградова Д.О., Кипятков Никита Юрьевич ОСОБЕННОСТИ БИОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЗГА У ПАЦИЕНТОВ С СИНДРОМОМ “ОЛИГОФРЕНИЯ” // FORCIPE. 2021. №S1.
  2. Катасонова Анна Васильевна Эффективность нейропсихологической коррекции у детей младшего школьного возраста с олигофренией легкой степени // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2015. №3.
  3. Зориева Д.А. ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСЛОЖНЕННЫМИ ФОРМАМИ ОЛИГОФРЕНИИ: КОРРЕКЦИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ // Проблемы педагогики. 2022. №1 (59).
  4. Астрахан Д. Х., Мейерович С. И., Ярославцева И. В. Анализ некоторых клинико-нейрофизиологических показателей у умственно отсталых детей в процессе обучения // Сиб. мед. журн. (Иркутск). 1995. №3.
  5. Малов Александр Германович Патогенез психического недоразвития при наследственных болезнях с поражением головного мозга // Специальное образование. 2018. №3 (51).

Статья проверена экспертом