Органическая деменция у детей

Что такое органическая деменция у детей и можно ли ее вылечить? Расскажем, как действовать, если вам довелось столкнуться с этой патологией у ребенка.

Оставить заявку Написать в WhatsApp
vrach

Органическая деменция у детей – приобретенное снижение познавательных функций, затрагивающее все аспекты интеллектуальной деятельности. У пациентов наблюдается регресс в развитии. Приобретенные навыки, знания постепенно утрачиваются. Снижается способность к запоминанию. Страдает память, мыслительные функции. У ребенка возникает дезориентация в пространстве, времени. Присутствует афазия, нарушения письма. Теряется способность к самообслуживанию. Для верификации проводится нейровизуализация: КТ, МРТ. Дополнительно требуется клиническая беседа с психологом, установление неврологического статуса, патопсихологическое тестирование. Терапия включает психостимуляторы, ноотропы, психокоррекционные методики.

Описание расстройства

Резидуальное органическое или прогрессирующее слабоумие возникает вследствие остаточного поражения ЦНС. К нему приводят травмы, интоксикации, нейроинфекции. Эпидемиология среди детского населения недостаточно изучена. Это связано со сложностью диагностики. Симптоматика перекрывается клиникой основного заболевания, поскольку это – приобретенная форма. От других вариантов дизонтогенеза отличается более поздним возникновением повреждающих факторов. Патологическое влияние возникает после 2 лет. В это время большая часть мозговых систем уже сформировалась. Поэтому повреждение проявляется недостаточностью разных сфер психической деятельности.

Причины органической деменции у детей

Этиология основана на повреждениях тканей мозга нейротропными факторами. Они разрушают структуры мозга, снижают его функциональность.  Этиофакторами являются:

  1. Инфекционные агенты из нейроинфекции. К ним относятся: менингоэнцефалит, менингит, энцефалит, арахноидит. Вредоносным действием обладают эпидемический паротит, корь, грипп. Протекающая с клиническими проявлениями ВИЧ-инфекция, нейросифилис, туберкулез головного мозга приводят к развитию энцефалопатии, сопровождающейся слабоумием.
  2. ЧМТ. Расстройство становится следствием ушиба, сотрясения головного мозга, открытых повреждений.
  3. Интоксикация. В подростковом возрасте встречаются случаи алкогольного, наркотического слабоумия. К нему приводит ингаляция паров, бензина, летучих растворитель, клея, других ароматических веществ вызывающих токсикоманическое опьянение. Возможно отравление тяжелыми металлами: свинцом, алюминием. У детей раннего возраста встречается лекарственная интоксикация антихолинергетиками, кортизоном, блокаторами ДНК-гиразы.

Механизм развития

Патогенез ассоциирован с повреждением структур мозга в детском возрасте. Дегенеративные изменения мозгового субстрата вызваны инфекционно-воспалительными, токсическими, травматическими экзогенными этиофакторами. Неврологический дефект проявляется недостаточностью всех аспектов психической деятельности. Страдает мыслительная, когнитивная, эмоционально-волевая, мнестическая сфера. Изменяется личность пациента. С патогенетической точки зрения это расстройство является остаточным нарушением после вредного воздействия. При этой форме деменций распад психических функций в дальнейшем не прогрессирует.

Узнайте рекомендации по лечению не выходя из дома БЕСПЛАТНО

Оставьте заявку, мы свяжемся с Вами для подбора времени и нужного Вам специалиста

icon

Классификация

Систематизация основана на степени выраженности патологии:

  1. Легкая. Симптоматика сглажена. У детей дошкольного возраста расстройство протекает незамеченным. Способности к самообслуживанию сохранены. Адаптация к школе и повышенные нагрузки вызывают усиление симптомов. Это приводит к школьной неуспеваемости, снижению социальной активности.
  2. Средняя. При ней требуется регулярный уход и поддержка со стороны ухаживающих лиц. Присутствуют грубые нейродинамические расстройства. Отмечается плохая устойчивость и переключаемость внимания. Быстро наступает психическое истощение.
  3. Тяжелая. Сопровождается афазиями, выраженным психоорганическим синдромом, потерей приобретенных навыков. Они не способны самостоятельно позаботиться о себе. Способности к самообслуживанию утрачиваются. Нужен круглосуточный надзор.

Другой способ подразделения строится на этиологии: интоксикационная, сосудистая, инфекционная, травматическая. Разделяют резидуально-органическую и прогрессирующую формы. Они связаны с патогенетическими механизмами. Первая возникает при обширных ЧМТ, лекарственных интоксикациях, менингите. Вторая связана с наследственно-дегенеративными пороками, заболеваниями ЦНС.

Симптомы органической деменции у детей

Клинические признаки зависят от возраста и патогенеза. Полученное в школьном возрасте органическое слабоумие сопровождается снижением или отсутствием познавательных способностей при наличии полученных ранее знаний, навыков. Словарный запас таких пациентов достаточен. Речь фонетически, грамматически, синтаксически грамотная. Ведущим является конкретно-ситуационное мышление. Суждения направлены на конкретные поступки, результаты. Пережитые события описываются детально.

У таких больных существенно выражена недостаточность концентрации внимания. Повышена утомляемость. Отмечается низкая интеллектуальная работоспособность. Присутствует нарушение всех видов памяти. Запоминание затруднено, вплоть до невозможности любого обучения. При сохранности усвоенных ранее знаний, их использование затруднено, поскольку отсутствует способность к переносу опыта из одной ситуации в другую. Отсутствует или крайне ограничена способность к абстрактному мышлению. Плохо воспринимается юмор, переносный смысл высказываний. Они медленно и трудно ориентируются в окружающей обстановке. Темп психической деятельности сильно снижен. Нарушена способность усваивать учебный материал.

Отмечаются значительные аффективные, личностные нарушения. Эмоционально-волевые нарушения представлены вспышками агрессии, негативизмом, раздражительностью. Интенсивность реакций не соответствует значительности вызвавшего их повода. Отмечается расторможенность влечений. Присутствует эмоциональная лабильность, частые перепады настроения. У пациента обедняется, уплощается эмоциональный фон. Исчезают нюансы. Превалируют полярные состояния эйфории-неудовольствия. Дистимия сопровождается тяжелой апатией, гневом, плачем. Она быстро сменяется аффективными вспышками гнева, злобы, агрессии. Постепенно нарастает пассивность, вялость, апатия. Отмечается сильная десоциализация. Присутствует стремление удовлетворять элементарные потребности, игнорируя морально-этические нормы. Деградация личности сопровождается сужением интересов.

Инерция автоматизированных форм поведения, выработанная у пациентов старшего возраста позволяет частично заменять целенаправленную деятельность. У дошкольников она не выработана и не закреплена. Поэтому при манифестации органического слабоумия в раннем возрасте распад личности выражен сильнее. У детей 2-6 лет симптоматическая картина иная. Основным признаком становится психомоторное возбуждение. Наблюдается эмоциональная неустойчивость, вспышки аффектов. Радость моментально сменяется гневом, плачем при отсутствии внешних поводов. Эмоциональная сфера скудная. Отсутствует эмпатия, чувство привязанности, тоски по значимому взрослым. Пациенты не реагируют на похвалу, поощрение, наказание. Простейшие эмоции, влечения усиливаются. Отсутствует чувство насыщения. Возникает прожорливость, ранняя сексуальность. Ослабевает или исчезает инстинкт самосохранения. Отсутствует страх высоты, незнакомых мест, огня, незнакомцев. Ребенок пренебрегает правилами гигиены. Внешне неопрятен, неряшлив. Он не хочет умываться, пользоваться уборной, аккуратно есть.

Грубо нарушены все познавательные функции. Речь отсутствует или крайне скудная. Суждение поверхностные, случайные, вызваны спонтанными ассоциациями. Повторение происходит без осмысления. Аналитическая, логическая, абстрактные сферы мышления недоступны. Отсутствует перенесение опыта, что делает обучение невозможным. У малыша тяжелые расстройства внимания. В связи с внутренней дезорганизованностью, интеллектуальными дефектами страдает игровая деятельность. Она не соответствует возрасту ребенка. Сюжетные игры отсутствуют или максимально упрощены. Преобладает предметная деятельность. Часто наблюдается бесцельное взаимодействие с игрушками: разбрасывание, разрушение, беготня, катание по полу. Следование правилам, освоение игровых ролей недоступно.

Вторичными симптомами становятся вегетативные признаки энцефалопатии: головная боль, потливость гипергидроз, нарушение сна, головокружение.

Органическая деменция у детей: диагностика и лечение

Диагностика

Для верификации используют патопсихологические, клинические, инструментальные методы. Алгоритм носит комплексный поэтапный характер:

  1. Неврологическое обследование. В процессе врач собирает анамнез. Уточни это особенности психомоторного развития в раннем возрасте. Проводит физикальный осмотр. Исследует рефлексы. Определяет наличие расстройств функции черепно-мозговых нервов, экстрапирамидных нарушений, вегето-сосудистых дисфункций.
  2. Нейровизуализация. Она позволяет выявить атрофические процессы, вот уточнить характер, локализацию повреждений. Выбор аппаратных исследований зависит от этиопатогенеза. Назначаются: ЭхоЭГ, ЭЭГ, МРТ, КТ, реоэнцефалографию, УЗДГ сосудов головного мозга.
  3. Осмотр психиатра. Он позволяет определить когнитивные, эмоциональные личностные, волевые нарушения. Для этого используется клиническая беседа, наблюдение. Психиатры оценивает умственные способности, особенности эмоциональных реакций. Смотрят на способность поддерживать диалог, давать осмысленные связные ответы. Наблюдает ситуационное поведение.
  4. Консультация клинического психолога. Патопсихологическое обследование позволяет оценить глубину дефекта. Исследуется уровень интеллекта, памяти, внимания. Уточняется тотальность или парциальность снижения когнитивных функций, обучаемости, наличие эмоционально-волевых нарушений. Определяется патохарактерологическое развитие, преобладание эмоционального радикала. Для этого используются тест Векслера, Тулуз-Пьерона, Вагнера, Розенцвейга, шкалы Дембо-Рубинштейн, таблицы Шульта, опросник Личко, проективные и рисуночные методики. Результаты отображают степень личностной, социальной дезадаптации.

Дифференциация требуется с олигофренией, прогрессирующей деменцией. В первом случае отсутствуют нарушения памяти, внимания при поражении когнитивных функций. Дефицит представлен не распадом функций, а недостаточностью развития. Различия органической и прогрессирующей формы определяется в динамике. Снижение когнитивных способностей должно наблюдаться не менее 6 месяцев, постепенно усиливаясь.

Бесплатная консультация

Не можете уговорить на лечение?

Наши консультанты помогут Вам найти эффективную мотивацию и уговорить близкого на лечение

icon

Лечение органической деменции у детей

Терапия и коррекция этого состояния – мультидисциплинарная задача. Приобретенное слабоумие – медицинская педагогическая, психологическая, социальная проблема. Она требует системности, организованности. Коррекция включает лекарственные препараты и психолого-педагогическую помощь.

Фармакотерапия

Используются препараты, улучшающие обмен веществ в мозговых тканях. Назначают психостимуляторы, ноотропы, метаболиты.  Хорошо себя зарекомендовали средства, повышающие психическую и физическую выносливость.

Психолого-педагогическая реабилитация

Ей занимается клинический психолог, дефектолог, логопед, педагог-психолог. Работа направлена на развитие когнитивных способностей, памяти, внимания. Степень нагрузки определяется в зависимости от степени церебрастенических, энцефалопатических нарушений. Потенциал нужно определить с самого начала с учетом пола, возраста, клинических особенностей расстройства. Педагогическая коррекция воздействует на нарушенные познавательные функции. Большое значение имеет адаптация в обществе. Важно организовать правильное отношение к больному со стороны окружающих. Для этого требуется стимуляция социальной активности. Важно восстановить навыки самообслуживания. Для приспособления ребенка, подростка к относительно самостоятельной жизни требуется эрготерапия.

Где пройти терапию

Лечение деменции при органических поражениях требует постоянного контроля со стороны психотерапевта, длительной социально-экономической реабилитации. Пройти курс в комфортных условиях возможно в частной психиатрической клинике Anima. Она оснащена новейшим медико-техническим оборудованием. Это позволяет пройти всестороннее обследование и подобрать наиболее эффективную тактику лечения. Психиатры высшей категории используют проверенные психотерапевтические методики. При подборе лекарств отдают предпочтение комбинированным препаратам. Такие фармпрепараты имеют меньше побочных эффектов. Если состояние пациента препятствует его транспортировке в клинику, доктора приезжают на дом или консультируют родителей по телефону. Анонимность и уважительное отношение гарантируются.

Подберем индивидуальный план лечения

icon

Осложнения

На ранних этапах болезни возможно возникновение депрессивных расстройств. Наблюдается пассивность, доходящая до апатии. Прогрессирование нарушения непременно сопровождается ухудшением умственных возможностей. Поражение структур головного мозга не останавливает онтогенетический процесс, но искажает его. Адаптация организма к эндогенным, экзогенным влияниям снижается вследствие недостаточности регуляторных механизмов ЦНС. Кризисные периоды развития сопровождаются психотическими эпизодами, судорожными припадками, церебрастениями, психоподобными расстройствами. Половое созревание провоцирует акцентуацию патологических черт характера: агрессии, тревожности, мнительности. Возникает пренебрежение социальными нормами. Манифестирует эпилепсия. Инфекционные заболевания, травмы, соматические патологии сопровождаются неадекватно интенсивными реакциями. Длительное лечение и реабилитация приводят к выпадению из коллектива сверстников и дезадаптации.

Профилактика

Первичная профилактика затруднена, поскольку этиопатогенез ассоциирован с другими заболеваниями. Снизить риск позволяет своевременная диспансеризация, вакцинация ребенка. Адекватная терапия заболеваний. Минимизация травм. Создание безопасной среды. Поддержание благоприятной семейной обстановки, доброжелательные открытые отношения с ребенком. Это позволяет своевременно заметить риск интоксикации из-за употребления психоактивных веществ: наркомании, токсикомании.

Прогноз

При слаженной педагогической, медико-психологической, социально-трудовой реабилитации прогноз благоприятный. Многие нарушения компенсируются, хотя неврологический дефицит остается. В отдельных случаях достигается стойкая ремиссия. Пациент способен посещать общеобразовательную школу. Он справляется с умеренными нагрузками. При этом процесс восстановления занимает длительное время. Требуется ежедневный контроль за лечением, помощь в реабилитации, социальной адаптации.

Список литературы:

  1. И.К. Шац Возможности коррекционной работы с детьми, страдающими органической деменцией // Специальное образование. 2014. №X.
  2. Шац Игорь Константинович Характеристика дефицитарных особенностей психической сферы в детском и подростковом возрасте // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2011. №2.
  3. Юрасова Е.Ю., Кирюхина С.В., Подсеваткин В.Г. Особенности клинического течения и проблемы систематизации психопатологических синдромов при органических психических расстройствах // МНИЖ. 2019. №10-1 (88).
  4. Трошин Павел Леонидович Интеллект и его виды. Нарушение интеллекта // European science. 2016. №6 (16).

Статья проверена экспертом