Педагогическая запущенность

У ребенка диагностировали отставание в развитии, трудновоспитуемость из-за нарушений в воспитании? Расскажем, что такое педагогическая запущенность и как с ней бороться.

Оставить заявку Написать в WhatsApp
vrach

Педагогическая запущенность – погрешности в воспитании, обучении, приводящие к нарушениям развития, несформированности свойств субъективной деятельности: учебной активности, нравственных ориентиров. Развивается стадийно. Сопровождается снижением интеллекта, деструктивным поведением. У больного нарушен образ собственного “Я”. Он инфантилен, эмоционально лабилен, страдает от дезадаптации, десоциализации. Склонен к аморальным поступкам, вандализму. Правильно диагностировать отклонение позволяют характерные для каждой из стадий клинические признаки. Дополнительно используются проективные тесты, личностные опросники, методики обследования памяти, внимания, мышления. При отсутствии отягощающих заболеваний терапия носит психолого-педагогический характер.

Описание расстройства

Это отклонение относится к нарушениям психологического развития, поведения. Таких детей называют трудными или трудновоспитуемыми. В старшем возрасте страдают не только эмоционально-волевые качества, познавательные навыки, но и процесс социализации. Ребенок в пубертатном возрасте отказывается посещать учебные заведения, впоследствии не устраиваются на работу. Склонен к бродяжничеству, паразитическому образу жизни. Частота встречаемости постоянно колеблется. Она зависит от социально-экономических условий жизни, стабильности в обществе. Распространенность выше среди мальчиков.

Причины педагогической запущенности 

Они разнообразны. Ассоциированные с деструктивными детско-родительскими отношениями, систематической неуспешностью в учебе, сложностями адаптации в коллективе. К этиофакторам относят:

  1. Личностная предрасположенность. Это искаженное состояние эмоциональной сферы, особенности психофизиологии, уровень самооценки, способности к социализации, состояние здоровья. Все эти составляющие усиливают предрасположенность к трудновоспитуемости или снижают риски. Осложняют расстройства слабый тип нервной деятельности, эмоциональная неустойчивость, склонность к дисфории, депрессии, с препятствующими адаптацией акцентуациями.
  2. Семейные отношения. Первичные социальный опыт ребенок получает от родителей. Это формирует дальнейшее восприятие мира. Ранняя родительская депривация, нарушение привязанности порождает глубокий психологический дискомфорт. Негативное влияние оказывает отрицательный климат в семье, низкий культурный, образовательный уровень родителей, авторитарный стиль воспитания, игнорирование базовых потребностей, грубость, жестокость. Аналогичным влиянием отличается недостаток воспитания, безнадзорность.
  3. Десоциализация. У детей с этим расстройством наблюдаются постоянные конфликты со сверстниками, педагогами, значимыми взрослыми. Постоянное одиночество, буллинг заставляют избегать посещения учебного заведения. Личные общественные ценности смещаются с позитивных на негативные. Ребенок ищет и находит поддержку в асоциальных группировках.
  4. Проблемы в образовательном учреждении. Патология часто становится результатом ошибок организации образовательного процесса. При игнорировании психофизиологических особенностей несовершеннолетнего, отсутствии индивидуального подхода возникает регулярная учебная неуспеваемость. Это усугубляет негативное отношение со стороны учителя, одноклассников. У ребенка не формируются позитивные умения, навыки. Отсутствуют дополнительные компетенции.

Бесплатная консультация

Не можете уговорить на лечение?

Наши консультанты помогут Вам найти эффективную мотивацию и уговорить близкого на лечение

icon

Механизм развития

Патогенез ассоциирован с дефицитом общественных, психологических положительных стимулов. Развитие ребенка отличается ориентированностью на приобретение опыта через социальные ситуации, возрастные кризисы. Факторами риска являются психофизиологические особенности, акцентуации характера. Личностные характеристики заложены в человеке с рождения. С возрастом они усиливаются или смягчаются при помощи воспитания, жизненных обстоятельств. Тяжелые экономические условия, неблагополучная социальная среда, несоответствие педагогических методов задаткам ребенка вызывает деформацию, искажение личности. Без своевременной коррекции трудновоспитуемость усугубляется. Она отличается неуклонным развитием, стадийностью. Благодаря этому нарастает отставание от возрастных норм.

Классификация

Существует несколько вариантов систематизации этого расстройства. По преобладанию отклонений различают:

  1. Нравственно-трудовую. При ней искажается представление о пользе труда, отсутствует желание профессионально совершенствоваться, работать.
  2. Интеллектуально-педагогическую. У пациента снижен или отсутствует познавательный интерес. Ему сложно осваивать школьную программу.
  3. Нравственно-педагогическую. Характеризуется полной потерей нравственных моральных ориентиров, нежеланием контролировать эмоции, отсутствие эмпатии.
  4. Медико-педагогическую. Ребенок регулярно игнорирует правила гигиены. Не заботится о своем здоровье. Имеет вредные привычки.

Другая система классификации учитывает стадии развития болезни от первой до четвертой.

Первая наблюдается у детей раннего возраста. Этиология связана с дисгармоничным семейным воспитанием. Она вырабатывается при гиперопеке, недостатке внимания, противоречивых требованиях, постоянных семейных конфликтах. Реже первопричиной бывают ошибки воспитателя или сложности адаптации в детском саду.

На время старшего дошкольного и младшего школьного возраста приходится вторая стадия. Она часто ассоциирована с неготовностью к школе, неадекватностью самооценки, отсутствием познавательных интересов. Ребенок игнорирует режим, школьные требования, правила поведения в обществе. Негативно относится к процессу учебы.

В период препубертата и пубертата негативизм усиливается. Подросток презирает социальные нормы. Демонстрирует отклоняющееся поведение. Равнодушен к учебе.

В старшем подростковом и юношеском возрасте наблюдается четвертая стадия. Антиобщественное поведение закрепляется, принимает устойчивую форму. В характере превалирует грубость, негативизм. Высока вероятность попадания в криминальные группировки, деструктивные секты, субкультуры.

Симптомы педагогической запущенности

Характерными клиническими признаками является невоспитанность, несоответствие психического развития и образования возрастной норме. Пациент не в полной мере реализует свои возможности. У дошкольников нарушенная игровая деятельность. Они не принимают правила коллективных игр, не используют перенос функции персонажа, ролевые игры. Предпочтение отдается простым предметным действиям. Интерес к взаимодействию снижен или отсутствует. Предпочитает компанию не ровесников, а детей младшего возраста. Ведущими характерологическими особенностями становятся безвольность, апатия, снижение самокритичности, отсутствие организованности, лень, рассеянность.

У младших школьников отсутствует психологическая, образовательная готовность к школе. Негативные черты характера акцентуированы. Это сказывается на успеваемости, отношение с учебным коллективом, педагогами. Такие дети конфликты, вызывающе грубы, но поступки, попадающие под категорию “хулиганство” отсутствуют или совершаются под влиянием обстоятельств. Ведущий деятельностью по-прежнему остается игра.

Узнайте рекомендации по лечению не выходя из дома БЕСПЛАТНО

Оставьте заявку, мы свяжемся с Вами для подбора времени и нужного Вам специалиста

icon

Клиническая картина у детей подросткового возраста

В период пубертата к педагогической отсталости прибавляется социальная дезадаптация. Кроме отставания в учебе, деструктивных отношений с коллективом, отсутствует профессиональная ориентация. У таких детей не сформированы трудовые и бытовые навыки, скудные интересы. Юноши и девушки отчуждены от семьи, учебного коллектива. Моральные ценности, этические нормы искажены.

Наблюдается влияние деструктивных, криминальных, асоциальных элементов. Они оказывают негативное воздействие на несформированную личность пациентов. Антиобщественные модели поведения закрепляются. Отмечаются факты вандализма, жестокости по отношению к слабым, мелкого воровства, злостного хулиганства. При этом такое поведение вытекает из искаженности моральных ценностей. Стремление к независимости принимает изуродованные гипертрофированные формы. Игнорирование общепринятых норм поведения воспринимается, как взрослость.

Диагностика

Для верификации диагноза требуется психолого-педагогическое обследование. Оно носит междисциплинарный характер. Требуется заключение невролога, психолога, психиатра, социального педагога. Применяется следующие методы:

  1. Изучение познавательной сферы. Для этого разработаны тесты Равена, Векслера, корректурные пробы, таблицы Шульте, пересказ текста, интерпретация пословиц.
  2. Опросники. Они используются у детей старше 10 лет без отставания в интеллектуальном развитии. Рекомендован ПДО, опросник Личко. С 15 лет возможно применение ММИЛ.
  3. Проективные рисуночные, интерпретационные методики. Позволяют изучить особенности эмоционального фона. Устанавливает уровень самооценки. Показывают иерархию ценностей ребенка. Позволяет отметить особенности межличностных отношений. Такие способы помогают выявить отрицаемые или бессознательно подавленные проблемы, избежать сознательного искажения результатов у подростков. В этом возрасте используют тест Люшера, ЦТО, психографический тест Либина, метод Фрилинга. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста основными способами становятся: “дом-дерево-человек”, “времена года”, “кактус”, “кинетический рисунок семьи”.

Дифференциация требуется с психопатией, олигофренией, задержкой психического развития. Основным отличием становится патогенез. У трудновоспитываемых детей он ассоциирован с недостаточностью или деструктивными системами воспитания. Принимается во внимание наличие психических, неврологических заболеваний, органических повреждений нервной системы, зрелость ЦНС.

Этот диагноз носит вторичный характер при ЗПР, нарушениях поведения, умственной отсталости.

Педагогическая запущенность: последствия

Лечение педагогической запущенности

Оно носит комплексный характер. Включает занятия с психологом, психотерапевтом, ресоциализацию. Проводится индивидуально или в группе. Хорошо себя зарекомендовали методы внушения, аутотренинг. Ребенку помогают выработать положительные паттерны поведения, адекватные эмоциональные реакции, навыки эмпатии, взаимопомощи. Корректируется самооценка.

В подростковом возрасте обязательно требуется эрготерапия. Отрабатываются навыки совместного труда. Включение в трудовой процесс позволяет ощутить собственную значимость. Детям младшего возраста требуется посещение творческих студий, спортивных секций, кружков по интересам.

Где пройти терапию

Лечение расстройств личности возможно пройти в частной психиатрической клинике Anima. Тут работают опытные психиатры, психотерапевты, психологи. Они составят индивидуальную программу коррекции. Помогут в реадаптации, ресоциализации. Скорректируют акцентуированные черты характера. Проведут семейную терапию, чтобы наладить детско-родительские отношения. Если ребенок отказывается идти на контакт, посетить клинику, доктор приедет на дом. Осуществляется регулярный мониторинг состояния пациента. При необходимости врач проконсультирует родителей по телефону, скорректирует лечение. Анонимность, бережное отношение гарантируются.

Осложнения

Без своевременной адекватной коррекции дезадаптация усугубляется. Проблемы с учебой осложняются отсутствием профессиональной ориентации, практических навыков, скудностью интересов. У ребенка наблюдается отчуждение от близких людей, общества благополучных сверстников. Высок риск влияние асоциальных личностей, криминальных группировок. Морально ценностная ориентация нарушается. В тяжелых случаях перевоспитания проводится детских ИТК.

Подберем индивидуальный план лечения

icon

Профилактика

Первичные профилактические меры включают спокойную обстановку в семье. Комплекс мер включает:

  • необходимость придерживаться здорового образа жизни, общепринятых моральных ценностей;
  • учитывать психофизиологические возрастные особенности ребенка;
  • при установлении строгих границ требования необходимо оформлять в виде просьб, рекомендаций, обосновывать их целесообразность;
  • требуется создать насыщенную познавательную среду;
  • поддерживать творческие начинания, социальную активность детей;
  • разделять их интересы;
  • приучать к трудовой деятельности;
  • помогать адаптироваться в учебном коллективе;
  • развивать эмоциональный интеллект.

Прогноз

При ранней диагностике и комплексной коррекции это прогностически благоприятное обратимое состояние. Его ухудшает наличие психоневрологических заболеваний, поздние обнаружение.

Список литературы:

  1. Пыжова О. В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. №28.
  2. Аверин В.А. Психология раннего детства. – СПб., 2000.
  3. Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. – М., 1995.
  4. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.: «Академия», 2005. – 448 с.

Статья проверена экспертом