Повышенная тревожность детей и подростков – нарушение факторов управления психическими состояниями, приводящее к беспокойству, панике в большинстве жизненных ситуаций. Клинические признаки: патологическая привязанность к матери или другому значимому взрослому, гиперактивность, застенчивость, подавленность. Несовершеннолетний страдает от нарушения сна, аппетита. Для верификации применяют клиническую беседу, наблюдение, психопатологические тесты и опросники. Лечебная тактика включает поведенческую терапию, в тяжелых случаях усиленную трициклическими антидепрессантами или СИОЗС.
Описание расстройства
Основами безопасного развития являются: психологическая устойчивость, локус контроля, адекватная самооценка. В норме у человека тревога возникает под воздействием стрессов. Она является совокупностью когнитивных, поведенческих, эмоциональных реакций. Эволюционно требовалась, чтобы защитить от опасности: мнимой или реальной. Спровоцировать тревожность способны триггеры, связанные с прошлым опытом, внутренние сигналы организма. У детей нормой является страх остаться одному, если мать куда-то ушла. Они испытывают тревогу в незнакомой обстановке. Трех-четырехлетние дети боятся темноты, пауков, монстров. Подростки испытывают беспокойство при публичных выступлениях. Им знаком страх травматизма, смерти.
Клинически значимая тревожность снижает качество жизни пациента. В умеренных формах является качеством личности. В тяжелых – психическим расстройством. Как характерологических черта тревожность встречается у 40-60% дошкольников и младших школьников. Частота встречаемости в качестве аффективных расстройств составляет 2%. Гендерное распределение зависит от возраста. В допубертатный период оно выше среди мальчиков, в подростковом возрасте – у девочек.
Причины повышенной тревожности
Этиология расстройства имеет многофакторный характер. В зависимости от возраста больного они носят экзогенную или эндогенную направленность. В психологии этиофакторы выделяют в четыре большие группы:
- Характерологическая предрасположенность. Внутриличностные конфликты способствуют развитию постоянного психического напряжения, проявляющегося тревогой. К ним приводит конфликт между образами идеального и реального “Я”. Ситуацию осложняют такие личностные черты, как склонность концентрироваться на негативе, обидчивость, чрезмерная ранимость.
- Деструктивное семейное воспитание. Вариантов искаженных воспитательных тактик, способствующих акцентуации тревожности – множество. Это может быть гиперопека, ограничение свободы ребенка. Доказано что при повышенной тревожности родителей у детей также наблюдается это расстройство. Негативно сказываются противоречивые или завышенные родительские требования.
- Школьное влияние. Учебная тревожность развивается в старшем дошкольном возрасте. Предпосылками к этому становятся завышенные требования со стороны родителей, воспитателя. Негативно сказывается привычка сравнивать детей между собой, установка на достижение успеха любой ценой. Повысить риск развития тревожности способен жесткий стиль работы воспитателя. Поступление в первый класс является сильным стрессом для несовершеннолетнего. Во время адаптации он чувствует неопределенность, волнение, страх отвержения ровесниками, педагогами, значимыми взрослыми. Волнение усиливается при высоких учебных нагрузках, трудностях при освоении программы. Буллинг со стороны одноклассников и учителей, наказание за плохие оценки закрепляет признаки эмоционального расстройства.
- Эмоциональный опыт. Если в жизни несовершеннолетнего присутствовали травмирующие события, воспоминания о них сопровождаются повышением тревожности. Чтобы избежать их повторения, ребенок стремится постоянно контролировать происходящее. Из-за повышенного самоконтроля он постоянно находится в напряжении. Невозможность влиять на внешние события порождает тревогу. Приобретение нового негативного опыта является дополнительным источником беспокойства.
В отдельную группу выносятся дети из социально неблагополучных семей, воспитывающиеся родителями склонными к алкогольным, наркотическим аддикциям. Сюда включается несовершеннолетние, проживающие в неблагоприятных бытовых условиях. Увеличивают вероятность возникновения патологии: депрессия, психозы, невротические расстройства у родственников первой линии. У детей – болезни, повышенные физические и умственные нагрузки.
Бесплатная консультация
Не можете уговорить на лечение?
Наши консультанты помогут Вам найти эффективную мотивацию и уговорить близкого на лечение
Механизм развития
Патогенез ассоциирован с воздействием биологических, психологических факторов. Их вызывает дисфункция в частях лимбической системы, гиппокампа, отвечающих за регулировку эмоций. Они провоцируют ответную реакцию на страх. Тревожное поведение связано с нарушением экспрессии серотонинового 1А-рецептора (5-HT1AR).
На физиологическом уровне тревога – нормальная реакция ЦНС на потенциально опасные стимулы. Их воздействие порождает выработку нейромедиаторов. Это вызывает электрическую стимуляцию стволовой части мозга.
Теории возникновения
По поведенческой теории – это условно-поведенческая реакция на дискомфортный внешний стимул. С точки зрения психоанализа в ее основе лежит конфликт между стремлением к общению и неприятием со стороны социума. Преувеличение проблемы, формирование искаженных мыслительных образов лежат в основе патогенеза этого расстройства по мнению последователей когнитивной теории.
Классификация
В клинической практике используется хронологическая систематизация. При ней учитывается возраст манифестации, длительность и выраженность симптоматики. Наиболее вероятно возникновение значимой тревожности у детей в возрасте 6 лет. Наблюдается в 3% случаев. В период пубертата она отмечается у 5% мальчиков, 10% девочек.
Разделение по типам тревожности включает:
- Боязнь объектов, событий. Наблюдается у детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста. Ребенок опасается придуманных персонажей, темноты. Возможна ипохондрия, танатофобия, социофобия.
- Страх посторонних. Нормотипичен для дошкольников. Ему способствует усложнение социальных связей и контактов. Многообразие и различное эмоциональное наполнение вариантов общения поражает чувство неопределенности у малыша.
- Опасение разлуки. Страх сепарации со значимыми взрослыми манифестирует в раннем детстве. Оно вызывается интенсивным, ментально нецелесообразным ужасом от расставания с объектом привязанности, обычно с матерью.
- Примитивная реактивность. Характерна для младенцев. Провоцирующим фактором становится неожиданная сенсорная стимуляция: резкий звук, яркий свет.
Узнайте рекомендации по лечению не выходя из дома БЕСПЛАТНО
Оставьте заявку, мы свяжемся с Вами для подбора времени и нужного Вам специалиста
Симптомы повышенной тревожности
Это патология является разновидностью невроза. Критичность к собственному состоянию при нем сохраняется. Характерной особенностью становится многообразие клинических признаков. По мере взросления они изменяются, наслаиваются друг на друга. Картина усложняется.
У младенцев расстройство проявляется плаксивостью, частыми ночными просыпаниями, двигательным беспокойством. Из-за снижения аппетита он плохо набирает вес.
Для малыша 2-4 лет источником спокойствия является мать или лицо ее заменяющее. Страх расставания провоцирует: гиперактивность, нервную возбудимость, подавленность, апатию. Стресс приводит к снижению иммунитета, поэтому ребенок часто болеет.
Дети дошкольного возраста, страдающие повышенной тревожностью, страдают от пониженной самооценки. Они замкнутые, не стремятся влиться в коллектив ровесников, застенчивы, скромны. Без адекватного лечения это состояние способно перейти в невроз. На его фоне развиваются фобии, навязчивые мысли и компульсии. Ребенок боится открытых пространств, темноты. Страдает онихофагией. Он постоянно крутит или выдергивает волосы, часто моет руки, занимается онанизмом. Внешними признаками заболевания является тихая речь, робкое поведение. Расстройство сопровождают психосоматические проявления абдоминальные боли, головокружения, сердцебиение.
По мере взросления тревожность принимает более осознанный характер. Она закрепляется по тревожно-невротическому варианту. В спокойных ситуациях они компенсируются избегающим поведением. Подросток отказывается от публичных выступлений. Он обесценивает ситуации, являющийся источником тревожности. Предпочитает одиночество. Стрессы, гормональный дисбаланс в пубертатном возрасте приводят к декомпенсации. В этих случаях требуется обращение к психологу, психотерапевту.
Диагностика
Для верификации применяют:
- Клиническую беседу. В процессе общения с родителями устанавливается возраст, когда произошла манифестация расстройства. Совокупность симптоматики, ее продолжительность, выраженность. У ребенка уточняется, какие сферы жизни вызывают трудности, страх, напряжение. Благодаря сохранности критичности, дети старшего возраста в состоянии объяснить, что является причиной тревоги.
- Наблюдение. Во время осмотра пациент проявляет робость, боязливость, застенчивость, скованность, неуверенность в себе.
- Психодиагностические опросники, тесты. Их выбор зависит от возраста больного. До 10-11 лет применяются рисуночные тесты. Им предлагает интерпретировать различные социальные ситуации. У детей старшего возраста используют опросники Спилберга-Ханина, Титаренко, Лаврентьевой, ПДО.
Дифференциация требуется от шизофрении, дезадаптации, тревожно-депрессивных состояний. Повышенная замкнутость является частью клинической картины этих патологий. Для этого применяют шкалу депрессии, пробники для исследования мышления, личностные опросники.
Лечение повышенной тревожности
Большое значение имеет снижение тревожности самих родителей. Необходимо нормализовать семейную обстановку, выработать способы взаимодействия между членами семьи. В этом помогает семейная психотерапия.
Работа с ребенком направлена на повышение самооценки. Ее, адекватность является фундаментом гармоничной личности. В этом помогает работа в группе. Под присмотром врача дети учатся в щадящей обстановке проявлять себя, делать и принимать похвалу. Дополнительно рекомендуется ввести дневник самоотчета.
Подростка обучают навыкам релаксации. Помогают повысить стрессоустойчивость. Корректируется искаженные убеждения, способствующие психическому напряжению. Отрабатываются правильные паттерны поведения. У детей младшего возраста снять напряжение помогает мягкий телесный контакт: массаж, ласковые поглаживания, объятия.
Хорошо себя зарекомендовала арт-терапия, сказкотерапия, домашний театр.
Где пройти курс лечения
Лечение тревожных расстройств возможно пройти в частной психиатрической клинике Anima. Психиатры, психотерапевты подберут медикаментозную терапию, позволяющую сгладить симптоматику. Предпочтение отдается комбинированным препаратам последнего поколения, имеющим меньше побочных эффектов. Для устранения первопричины, коррекции акцентуированных черт характера подберут психотерапевтическую программу. Лечение проходит в комфортных условиях. При необходимости доктора выезжают на дом или консультируют по телефону. Анонимность и бережное отношение гарантируются.
Осложнения
Без отсутствия адекватного лечения болезнь осложняется ипохондрическим неврозом, ОКР, фобическим тревожным расстройством. Если повышенная тревожность не достигает клинической значимости, но длительное время протекает в легкой форме возможны негативные акцентуации характера. У ребенка отмечаются тревожно-мнительные, психастенические черты. Это сказывается на жизненной стратегии человека, определяет его выборы. У таких людей повышенный самоконтроль. Они склонны к избегающему поведению. Плохо переносят ошибки. Это осложняет самореализацию. У них наблюдаются трудности с обучением. Любые конфликты, кризисы приводят к декомпенсации, вызывают дистресс. На фоне хронического психического напряжения манифестируют соматические заболевания психогенного характера. Высок риск депрессии, суицидальных мыслей и попыток.
Профилактика
Первичная профилактика заключается в создании благоприятной атмосферы дома. Ребенку требуется поддержка, принятие. Родителям нужно внушить чувство защищенности, уверенности. Обязательно сопоставлять требования с возрастными возможностями несовершеннолетнего. Его надо научить справляться с неудачами. Обсуждать приобретенный негативный опыт, помогать выработать новую тактику поведения, позволяющие не допустить его в дальнейшем. Положительные поведенческие паттерны стоит неоднократно закреплять.
Прогноз
При раннем начале лечения сценарий более благоприятный, но в большинстве случаев пациенты обращаются за лечением уже в зрелом возрасте. У подростков это прогностически благоприятные заболевания. Тревожные, мнительные черты поддаются коррекции при следовании предписаниям врача, поддержки со стороны родственников и педагогов.
Список литературы:
- Чупракова Н.Н. ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ // Sciences of Europe. 2020. №60-4.
- Aziattseva, T. V. (2015). Didactic peculiari- educational space. Philosophy of education, 5 (62), ties of teaching foreign languages to the students of P.26-34.
- Карвасарский Б.Д. Клиническая психология: учебник/ под ред Б.Д. Карвасарского, -СПб; Питер, 2002 – 960 с. (Серия «Национальная медицинская библиотека»)
- Ремеева А.Ф. Колотова Ю.З. Специфика страхов детей из неблагополучных семей и их коррекция [Электронный ресурс] // Психология и право 2012. №1,2. URL: http://psyjour-nals.ru/psyandlaw (дата обращения: 28.04.2020).