Расстройство детского поведения

Все дети время от времени ведут себя плохо. Это бывает вызвано стрессом, усталостью, изменением привычного окружения. Забеспокоиться нужно, если деструктивное, агрессивное или не соответствующие возрасту поведение продолжается больше 6 месяцев. Расскажем, что такое РДП и как его корректировать.

Оставить заявку Написать в WhatsApp
vrach

Родители не всегда способны различать нормальное детское поведение, поведенческие проблемы и серьезные патологии. Разница между нормой и поведенческими отклонениями неочевидна. Она напрямую зависит от уровня развития ребенка. Этот уровень отличается у детей одного возраста. Временные проблемы возникают на фоне стресса. Их провоцирует рождение младших сестер и братьев, поступление в детский сад, школу, перевод в другое учебное заведение, болезнь или смерть близких родственников. Если враждебное или разрушительное поведение наблюдается дольше полугода нужно проконсультироваться у врача.

Нормальное поведение

Понятие нормы широко варьируется, поскольку зависит от возраста, индивидуальных особенностей, темперамента ребенка. Отклонения от желательных поведенческих стратегий не требует лечения, если носит эпизодических характер. Оно может быть вызвано эндогенными или экзогенными факторами.

Причины расстройства детского поведения

Это многофакторное заболевание. Риск его развития выше, если близкие родственники страдают поведенческими отклонениями, депрессией, неврозом, СДВГ, психическими заболеваниями. Семейный анамнез осложнен эпизодами агрессивного поведения, самоубийств. Дополнительными этиофакторами являются пережитое психическое, физическое, сексуальное насилие, ПТСР. Спровоцировать развитие РДП способны неправильные стратегии воспитания: ранняя сепарация, эмоциональная холодность родителей, безнадзорность или гиперопека.

Бесплатная консультация

Не можете уговорить на лечение?

Наши консультанты помогут Вам найти эффективную мотивацию и уговорить близкого на лечение

icon

Виды отклонений

К ним относятся следующие формы поведения:

  1. Протестное. Оно сопровождается негативизмом, упрямством, строптивостью. При этом ребенок игнорирует просьбы или делает наоборот. Проявляет упрямство, чтобы поступить наперекор, а не для достижения цели.
  2. Демонстративное. При нем ребенок намеренно игнорирует социальные правила, нормы. Девиантные поступки часто направлены в сторону авторитетных, взрослых лиц.
  3. Агрессивное. Человек склонен к необоснованной жестокости, злости. Он целенаправленно совершает действия разрушительного характера в отношении других живых существ и неживых объектов, вызывая у окружающих психологический дискомфорт.
  4. Конформное. Сопровождается повышенной внушаемостью, ведомостью, полным подчинением внешним обстоятельствам.
  5. Инфантильное. При нем дети у детей прослеживаются черты, характерные для более ранних этапов развития. Их суждения незрелые.
  6. Симптоматическое. Оно сопровождается тиками, логоневрозами, психосоматическими заболеваниями. Возникает тошнота, рвота, не связанная с расстройством ЖКТ и ЦНС. Это сигнал, что психика ребенка не справляется с какими-то потрясениями, стрессами, конфликтами.

Симптомы расстройства детского поведения

Симптомы различаются в зависимости от возраста ребенка. Стоит посоветоваться с врачом если поведение не соответствует возрастным нормам. Настораживающими признаками являются наблюдающиеся дольше 6 месяцев:

  • постоянная конфронтация, враждебное отношение к авторитетным лицам;
  • регресс в развитии, утрата ранее приобретенных навыков;
  • регулярные ссоры, истерики, капризы;
  • ранняя сексуальная активность;
  • курение, наркотические, алкогольные аддикции;
  • лудомания;
  • частые страхи, повышенная тревожность;
  • потеря интереса к вещам, которые раньше были важны;
  • отставание в учебе, частые прогулы;
  • избегание общения со сверстниками;
  • ложь, воровство;
  • участие в бандах, сектах;
  • небезопасное поведение;
  • кошмары, бессонница, дневная сонливость;
  • регулярные боли в животе, голове, груди неустановленного генеза;
  • вандализм, порча чужого или общественного имущества;
  • селфхарм;
  • систематические побеги из дома;
  • нахождение в постоянном движении, не способность длительное время усидеть на месте;
  • угрозы, причинение вреда другим людям, животным;
  • суицидальные мысли, попытки.

Узнайте рекомендации по лечению не выходя из дома БЕСПЛАТНО

Оставьте заявку, мы свяжемся с Вами для подбора времени и нужного Вам специалиста

icon

Диагностика

Она носит комплексный подход. Во время клинической беседы врач выясняет особенности протекания беременности, родов, раннего развития ребенка. С помощью тестирования выявляет темперамент всех членов семьи, отмечает особенности отношения между родственниками. Он собирает анамнез заболеваний. Уточняет наличие хобби, интересов, способностей, друзей у несовершеннолетнего.

Если недавно имели место стрессогенные факторы: переезд, перевод в другой класс, серьезные болезни друзей и близких, рождение младших детей и так далее надо обязательно сказать об этом психиатру. Дополнительно специалист в области ментального здоровья попросит принести характеристику от учителя, воспитателя, школьного или дошкольного психолога.

Наблюдение позволяет оценить словарный запас, стиль поведения, способы реагирования несовершеннолетнего. Доктор проверяет его способность к контролю эмоций. Выявить поведенческие расстройства поможет патопсихологическое тестирование, анкетирование.

Лечение расстройства детского поведения

Если поведение, развитие ребенка вызывает беспокойство, нужно проконсультироваться с педиатром, неврологом, детским психологом. Они подскажут требуется ли обследование психиатра. Получить ее возможно в частной психиатрической клинике Anima. Поскольку в основе лечения неврозов и расстройства поведения у детей лежит психотерапия, врач подберет подходящую методику. У детей младшего возраста используют игровые методы, арт-терапию, сказкотерапию. У подростков, молодых людей хорошо себя зарекомендовала когнитивно-поведенческая, рациональная, экспозиционная терапия. Помимо индивидуальных и семейных сессий, нужны занятия в группе. Они помогает социализироваться, отработать способы экологичного реагирования на различные жизненные ситуации. В группе дети учатся безопасно разрешать конфликты, договариваться. Для отработки полученных навыков даются межсессионные домашние задания.

При тяжелых формах возможно назначение симптоматических препаратов, направленных на снижение депрессии, тревоги, агрессии, аффективных расстройств. Доктора клиники подберут антидепрессанты, стабилизаторы настроения, стимуляторы, антипсихотики. Они не заменяют психотерапевтическое лечение, а дополняют его. Прием ведется амбулаторно или психиатр приезжает на дом. Всем клиентам гарантируется анонимность.

Расстройство детского поведения: лечение

Помощь ребенку с РДП

Таким детям требуются специальные процедуры, применяемые дома и в школе. Их важно обучать распознаванию эмоций, контролировать их. При возникновении агрессии, гнева человек должен уметь применять безопасные поведенческие реакции. После их использования должно поступать положительное подкрепление со стороны авторитетных взрослых. Так вырабатывается самоконтроль.

Большое значение имеет поддержка родителей. Им надо научиться давать позитивную обратную реакцию, при каждом эпизоде хорошего поведения. Важно наладить контакт с учебным заведением, где учится несовершеннолетний. Нужно побеседовать с учителем, объяснить особенности сына или дочери и выработать единую стратегию, позволяющую ему справляться с учебной нагрузкой. В сложных случаях возможен перевод в коррекционные учебные заведения.

К каким угрозам надо отнестись серьезно

Не стоит игнорировать, если ребенок обещает причинить вред себе, окружающим, уйти из дома, повредить имущество. Особенно если в прошлом были эпизоды агрессивного жестокого поведения, вандализма, побегов. Опасность выше у детей, недавно перенесших насилие, унижение, стыд или ставших свидетелями таких ситуаций. 

Заподозрить неладное стоит при:

  • неконтролируемых вспышках гнева;
  • доступе к оружию;
  • интересу к темам смерти, актам насилия в средствах массовой информации, интернете;
  • употреблении алкоголя, наркотических средств;
  • психических заболеваниях в анамнезе;
  • попытках селфхарма, суицида в прошлом;
  • буллинге, социальной изоляции.

Подберем индивидуальный план лечения

icon

Профилактика и прогноз

Профилактикой поведенческих нарушений является доброжелательная семейная обстановка, уважительное отношение к личности ребенка.

Дети с отклонениями поведения подвергаются риску буллинга, отвержения в коллективе сверстников. Они хуже учатся, чаще становятся отстающими. У них выше риск депрессии, тревожного невроза, суицида, противоправного поведения, различных аддикций. При ранней диагностике и своевременной терапии патологическое поведение поддается коррекции. В подростковом возрасте человек сопротивляется лечению, боясь потерять авторитет среди сверстников.

Список литературы:

  1. Faulconer SCM, Hveem MR, Dufur MJ. Gendered Associations between Single Parenthood and Child Behavior Problems in the United Kingdom. Int J Environ Res Public Health. 2022 
  2. Song Z, Huang J, Qiao T, Yan J, Zhang X, Lu D. Association between Maternal Anxiety and Children’s Problem Behaviors: A Systematic Review and Meta-Analysis. Int J Environ Res Public Health. 2022 Sep 5;19(17):11106.

Статья проверена экспертом