СДВГ – нейроповеденческое расстройство, основными признаками которого является нарушение волевой сферы и контроля импульсивной деятельности. Это весьма распространенная патология ЦНС среди детей. Частота встречаемости 3-5%. Мальчики страдают от этого заболевания в два раза чаще. Во взрослом возрасте часто диагностируется у родителей детей с аналогичным заболеванием.
Что такое СДВГ
Это синдромокомплекс поведенческих нарушений. Он встречается у людей любого возраста. Основные проявления – высокая активность, импульсивность, сложности с удержанием произвольного внимания.
Забеспокоиться и пройти обследование стоит, если у ребенка наблюдается неспособность соблюдать инструкции. Он часто упускает даже значительные детали. Постоянно меняет позу, крутит вещи в пальцах, возится ногами. У таких детей присутствуют проблемы с организацией учебы. Им сложно дается выполнением задач, требующих концентрации. Дети часто оставляют дела незавершенными. Склонны к излишнему беспокойству.
Как оно проявляется
Клинические признаки этой патологии связаны с тремя категориями:
- Гиперактивность. Такие дети беспокойные, непоседливые. Им сложно сидеть в одной позе, сохранять молчание. Они быстро начинают скучать. Из-за невнимательности часто совершают ошибки. Они нередко ведут себя вызывающе, раздражают окружающих. Склонны к поступкам, которые трактуются, как хулиганство. При этом в отличие от детей с социопатией, их действия не вызваны злым умыслом.
- Импульсивность. При этом ребенок склонен действовать слишком быстро. Он не успевает обдумать свои действия. Склонен перебивать взрослых, выхватывать вещи, игрушки. Ему трудно ждать. При СДВГ дети часто берут чужие вещи, если они привлекли их внимание. Забывают спросить разрешения. Слишком много болтают, перебивая окружающих. Их эмоциональные реакции гипертрофированы, часто по силе не соответствуют событию, послужившему поводом.
- Невнимательность. Расстройство внимания мешает сосредоточиться на выполнении задания. При СДВГ дети плохо слушают инструкции, указания. Часто упускают значимые детали. Им не хватает терпения довести дело до конца. Они часто теряют свои вещи, неспособны организовать рабочее пространство. Постоянно отвлекаются, погружаются в мечты. Со стороны кажется, что они склонны к безделью, ленивы.
В некоторых случаях симптомы связаны только с гиперактивностью или импульсивностью. В других СДВГ проявляется преимущественно невнимательностью. Надо учитывать, что большинству детей сложно длительное время сидеть в очереди, следовать инструкциям, слушаться. Навыки самоконтроля улучшаются по мере взросления. Им обучают значимые взрослые.
Существует ли профилактика синдрома дефицита внимания
Предотвратить болезнь невозможно. Снизить опасность возможно если заранее планировать беременность, вести здоровый образ жизни во время ожидания ребенка. Но гарантировать, что у малыша не возникнет СДВГ нельзя.
Бесплатная консультация
Не можете уговорить на лечение?
Наши консультанты помогут Вам найти эффективную мотивацию и уговорить близкого на лечение
Почему возникает СДВГ
Этиология заболевания до конца не изучена. Известно, что у людей с этим диагнозом в определенных областях мозга возникает дефицит норадреналина, дофамина. Чем обусловлен недостаток нейромедиаторов – неизвестно. В ряде случаев СДВГ носит наследственный фактор. У родственников первой линии часто обнаруживаются аналогичные нарушения. Значение имеет и средовое влияние. К этиофакторам, усиливающим риски относятся:
- недоношенность;
- тератогенное воздействие на плод;
- наркотическая, алкогольная аддикция, курение матери во время беременности;
- отравление свинцом.
Синдрома дефициты внимания не вызван количеством употребляемого сахара, компьютерными играми, просмотром телепередач, прививками, плохим воспитанием.
Методы диагностики
Верифицировать диагноз способна только междисциплинарная врачебная комиссия. В нее входит невролог, психолог, психиатр, социальный педагог, окулист, ЛОР. Следует проверить слух, зрение. Алгоритм обследования включает клиническую беседу, психометрические, патопсихологическое тестирование, наблюдение.
Во время обследования врач расспрашивает родителей о беременности, родах, раннем возрасте ребенка. Уточняются особенности его здоровья, поведения, активности. Дополнительно предлагает взрослым, в том числе воспитателям или учителям заполнить контрольные списки поведения. Клиническими критериями являются:
- проблема не вызвана наличием других хронических, соматических, неврологических заболеваний;
- поведенческие проблемы наблюдаются в школе и дома;
- нарушения наблюдаются с маленького возраста;
- гиперактивность, импульсивность, сниженная концентрация внимания выходят за рамки возрастной нормы.
Обследование абсолютно безопасно. Оно не доставляет дискомфорта и не несет вреда здоровью.
Узнайте рекомендации по лечению не выходя из дома БЕСПЛАТНО
Оставьте заявку, мы свяжемся с Вами для подбора времени и нужного Вам специалиста
Возможно ли вылечить СДВГ
Терапия носит комплексный подход. Включает психофармакотерапию. При этом заболевании используют психостимуляторы: лиздексамфетамина димезилат, метилфенидат, декстроамфетамин и другие. Они оказывают стимулирующее действие на ЦНС, улучшают концентрацию внимания. Они уменьшают проявление гиперактивности, импульсивности. В ряде случаев невролог назначает трициклические антидепрессанты или СИОЗС. Препаратами выбора становятся: атомоксетин, имипрамин, дезипрамин, клонидин, бупропион.
Все препараты имеют побочные эффекты. Психостимуляторы способны спровоцировать цефалгию, боли в животе, снижение аппетита. Это в свою очередь приводит к потере веса у ребенка. Вероятно, нарушение сна, тахикардия, рвота, боли в груди.
Снизить опасность побочных эффектов возможно если использовать минимально действенную терапевтическую дозу. Рези в желудке уменьшаются, если принимать лекарства вместе с пищей или незадолго до еды. Попросите врача подобрать комфортный режим приема. При потери веса у ребенка, предлагайте ему здоровые перекусы. Отдавайте предпочтение препаратам длительного действия.
Не стоит самостоятельная прерывать лечение. Доказано что психофармакологические лекарства со временем повышают способность к произвольному вниманию, улучшают когнитивные способности. У больного увеличивается самоконтроль. Медикаменты приходится принимать от одного-двух месяцев до нескольких лет.
Поведенческие методики является первой линией лечения для детей 4-5 лет. В более старшем возрасте оно тоже эффективны, но лекарственные схемы обязательны. Поведенческая терапия позволяет повысить навыки организованности, эмпатии, планирования. Некоторым детям показана структурированная терапия, консультации.
Коучинг родителей направлен на улучшение обстановки в семье. Помогает выработать эффективную воспитательную стратегию, правильно реагировать на проявление синдрома.
Очень важна поддержка учебного заведения. Если педагоги поддержат родителей, ребенок сможет освоить школьную программу и получать удовольствие от учебы.
При постановке диагноза во взрослом возрасте стоит узнать, как организовать рабочее пространство, чтобы свести к минимуму отвлекающие факторы. Для взрослых пациентов подходит индивидуальное психотерапевтическое консультирование и работа в группах.
Лечение психических расстройств возможно пройти в частной психиатрической клинике Anima. Тут работают психиатры, психотерапевты которые помогут справиться с последствиями заболевания. Они подберут медикаментозную схему, назначат курс психотерапии, позволяющий наладить межличностные отношения, нормализовать самооценку. Семейные и групповые занятия позволят научиться взаимодействовать с окружающими в комфортной обстановке.
Осложнения
Патология часто осложняется тревожными расстройствами, неврозами, оппозиционным, вызывающим поведением. Без адекватного лечения заболевание приводит к снижению успеваемости, сниженной самооценке. Возможно рискованное поведение, семейные, учебные конфликты, попытки суицида.
Как близки могут помочь
Подобный диагноз часто вызывает состояние шока у родителей. Подсознательно им сложно принять, что у ребенка СДВГ. Чем быстрее мать и отец осознают наличие проблемы, тем лучше прогноз для ребенка. Воспитание детей с таким диагнозом – сложная задача. Им требуется постоянный присмотр.
После верификации заболевания важно оставаться вовлеченным. Стоит выяснить всю доступную информацию. Посетите все рекомендуемые терапии. Четко следовать всем назначениям врача. Лекарства нужно давать строго по времени в правильной дозе. В остальное время важно хранить их в безопасном от ребенка месте.
Поскольку людям с этим диагнозом требуется более структурированный образ жизни надо составить расписание занятий и режим дня. Придерживаться простых домашних правил. Убедиться, что инструкции были правильно поняты.
Стоит побеседовать с воспитателем, учителями ребенка. Объяснить им его особенности здоровья. Разработать совместный план обучения, позволяющий повысить успеваемость.
Выяснить какие тактики воспитания усугубляют течение болезни, а какие позволяют сгладить симптоматику. Нужно открыто говорить о наличии СДВГ с самим ребенком и окружающими. Сосредоточиться на сильных сторонах и положительных качествах сына или дочери. Не забывайте хвалить их.
Присоединяйтесь к группе поддержки для родителей детей с синдромом дефицита внимания. Это позволит избежать выгорания. Обеспечит психологическую поддержку и круг общения.
Прогноз
Симптомы болезни смягчаются если ребенок получает адекватное лечение, соблюдает режим сна и отдыха. Важно правильно питаться, вести активный образ жизни, гулять на свежем воздухе. Таким детям требуется поддержка родителей. Взрослым необходимо знать, как правильно реагировать на проявление болезни. По мере взросления состояние ребенка улучшается. В позднем подростковом возрасте СДВГ обычно сходит на нет у 50% больных.
Список вопросов, которые стоит задать врачу
Важно уточнить у психиатра, невролога:
- возможно ли СДВГ если поведенческие проблемы возникают только дома, но не в учебных заведениях;
- нужно ли ограничивать несовершеннолетнему время пользования гаджетами;
- стоит ли внести изменения в рацион питания;
- изменят ли лекарственные препараты характер больного, сделают ли его вялым и апатичным;
- возможен ли перерыв в приеме медикаментов.
Список литературы:
- Kazda L, McGeechan K, Bell K, Thomas R, Barratt A. Association of Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder Diagnosis With Adolescent Quality of Life. JAMA Netw Open. 2022 Oct 3;5(10):e2236364. doi: 10.1001/jamanetworkopen.2022.36364. PMID: 36227598; PMCID: PMC9561944.
- Hattabi S, Forte P, Kukic F, Bouden A, Have M, Chtourou H, Sortwell A. A Randomized Trial of a Swimming-Based Alternative Treatment for Children with Attention Deficit Hyperactivity Disorder. Int J Environ Res Public Health. 2022 Dec 4;19(23):16238. doi: 10.3390/ijerph192316238. PMID: 36498313; PMCID: PMC9739874.
- McKay E, Kirk H, Coxon J, Courtney D, Bellgrove M, Arnatkeviciute A, Cornish K. Training inhibitory control in adolescents with elevated attention deficit hyperactivity disorder traits: a randomised controlled trial of the Alfi Virtual Reality programme. BMJ Open. 2022 Sep 20;12(9):e061626. doi: 10.1136/bmjopen-2022-061626. PMID: 36127121; PMCID: PMC9490587.