Психические заболевания

Депрессия у детей

Ваш ребенок страдает депрессивным расстройством? Не знаете, куда обратиться за помощью? Расскажем о симптомах и лечении депрессии у детей.

Подробнее
vrach

Депрессия у детей – аффективные расстройства для которых характерно стойкое уныние, моторная заторможенность, раздражительность, ангедогия, снижение когнитивных функций. У пациентов наблюдается повышенная тревожность, страхи, нарушение социальной адаптации, навязчивые действия. Соматическая симптоматика представлена цефалгией, нарушением работы ЖКТ, общим недомоганием. Диагноз верифицируется по результатам клинической беседы с пациентом и родителями, лабораторных анализов, психологического тестирования. Лечение проводится с помощью психотерапевтических методик при поддержке фармакотерапии.

Описание патологии

На депрессивные расстройства у несовершеннолетних приходится от 0,5 до 5%. Они представлены деструктивной дисрегуляцией настроения, хронической или клинической депрессией. Неправомерно использовать этот термин для обозначения стойкого уныния или грусти в случаях сильных эмоциональных потрясений. За исключением случаев, когда ангедония продолжается не менее двух недель. В последнее время наблюдается уменьшение возраста манифестации и рост эпидемиологии. Эмоциональная нестабильность детей первых трех лет жизни перерастает в депрессивные расстройства дошкольников, школьников, подростков. На аффективные нарушения в младшей возрастной группе приходится 0,6-0,9%. Пик заболеваемости – осенне-зимний период. Это связано с уменьшением светового дня, недостатком солнечного света.

Причины депрессии у детей

Этиология расстройства у несовершеннолетних, как и у взрослых пациентов до конца не изучена. Она носит многофакторный характер, сочетая экзогенные и эндогенные причины. Факторами риска становятся острый или длительный стресс, психотравмы, любые случаи насилия в семье, школьный буллинг, тяжелые соматические заболевания, болезни или смерть близких. Существенно увеличивает риск наследственная предрасположенность. В зависимости от возраста ведущие этиофакторы различаются.

Дети до трех лет

У новорожденных и маленьких детей основными причинами становятся: отягощенная наследственность, органические поражения головного мозга, неблагоприятная семейная обстановка. Генетическая предрасположенность выявляется более чем 80% случаев хотя бы по одной родственной линии. Спровоцировать аффективное расстройство способна внутриутробная гипоксия, родовая асфиксия, энцефалопатия, нейроинфекции, ЧМТ. Увеличивает риск заболевания ранняя родительская депривация. Причинами становится эмоциональная холодность матери, связанная с личностными характеристиками, наличием алкогольной или наркотической зависимости, другими провоцирующими факторами. Деструктивная обстановка в семье влияет на ребенка. Она развивается на фоне скандалов, измен, разводов родителей. Если малыш был свидетелем домашнего насилия это вызывает чувство незащищенности, подавленности, формируют негативную картину мира.

Дошкольники

В этот период начинается первый этап социализации. Поводом к манифестации становятся проблемы в межличностных отношениях, биологические нарушения. Один из этиофакторов – неправильный стиль воспитания. В случае если в семейных отношениях превалируют насилие, гиперопека, эмоциональная холодность, равнодушие развивается невротизация личности. Поиски своего места в социуме являются дополнительным стрессом. Необходимость подчиняться правилам, отвержение, буллинг негативно влияют на пациента.

Школьный возраст

В школьный период к вышеперечисленным причинам добавляются новые. Усложнение социальных ролей, учеба, педпубертатный период оказывает повышенную нагрузку на организм. Если ребенок ощущает, что он не справляется с ожиданиями взрослых и ровесников, он чувствует себя слабым, бесполезным.

Возраст полового созревания

Причиной расстройства в этот период становится гормональный дисбаланс в организме. Усугубить ситуацию способна недостаточная социальная адаптация, непонимание в семье, проблемы в межличностных отношениях со сверстниками. При этом у пациентов снижается успеваемость. Повышается риск суицидального и саморазрушающего поведения, алкогольной и наркотической аддикции, токсикомания. При тяжелых формах дебютируют психотические симптомы.

Механизм развития

Это многофакторное заболевание. К биологическим причинам относится нарушение выработки дофамина, серотонина, мелатонина, норадреналина. Негативное влияние оказывает повышение уровня кортизола в ночное время. Согласно катехоламиновой теории депрессивные расстройства манифестируют при нарушении гипоталамо-гипофизарного взаимодействия, приводящего к дисфункции обратной передаче сигналов.

К психофизиологическим и личностным особенностям относятся: интровертный тип личности, высокий уровень тревожности, невротизация. К экзогенным – опыт неудач, патологических отношений. Ребенок стремится к самоизоляции. Он становится не уверен в себе. У него снижается иммунитет к стрессам.

Мелатониновая теория связана с чувствительностью к сезонным условиям, продолжительностью светового дня. Она ассоциирована с изменением биохимических процессов в мозге.

Классификация

Есть несколько способов систематизации. По типу течения выделяют тревожную и адинамическую. По длительности и проявленности симптоматики – на эпизоды, синдром и расстройство.

Наиболее распространен следующий вариант классификации:

  1. Тревожное депривационное нарушение. Развивается при раннем отрыве от значимых взрослых.
  2. Смешанная форма. Она охватывает поведенческие и эмоциональные расстройства. Проявляется компульсиями, тревогами, ипохондрией, замкнутостью, игнорированием социальных норм.
  3. Социальный вариант. Триггером становится необходимость взаимодействия с малознакомыми и незнакомыми людьми.
  4. Фобическое расстройство детского возраста. Сопровождается специфическими возрастными страхами.

Симптомы

Сложность при распознавании болезни заключается в маскированности симптомов. Ребенок недостаточно хорошо умеет распознавать собственные эмоции. Он не может сформулировать жалобы. В раннем детстве они носят соматический характер. Представлены нарушением работы органов пищеварения, болью в эпигастрии, цефалгией, артралгией, миалгией, тахикардией.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста жалуется на усталость. Становятся малоподвижными, вялыми, апатичными. У более старших появляется тревога за собственное здоровье. Они опасаются различных болезней. Клинические и диагностические методы не выявляют наличие заболеваний.

При депрессивных расстройствах отмечаются поведенческие нарушения. Ребенок становится замкнутым, не стремится к играм, общению. Часто жалуется на скуку. Наблюдается повышенная эмоциональная лабильность, регресс эмоций. Малыши часто плачут, капризничают. Они требуют укачивания, постоянного присутствия мамы или другого значимого взрослого. При дистимии присутствует угрюмость, мрачность. В некоторых случаях добавляется озлобленность, агрессия. Школьная дезадаптация приводит к неуспеваемости, нежеланию посещать школу.

Аффективная составляющая представлена постоянным напряжением. Тревоги не имеют под собой основания. Они беспредметные. Привести к приступам паники способны незначительные внешние воздействия: смена привычной обстановки, общение с новыми людьми, уход мамы. Адаптивные способности снижаются. Присутствуют фобии: танатофобия, страх войны, несчастного случая и так далее. Во время панических атак развиваются тахикардия, удушье, гипергидроз, цианоз или покраснение кожных покровов.

Депрессия у детей: симптомы и диагностика

Диагностика

Алгоритм верификации состоит из:

  • клинической беседы;
  • сбора анамнеза;
  • консультации узких специалистов;
  • лабораторных анализов;
  • изучения поведенческих особенностей;
  • наблюдения;
  • психодиагностических методик.

Лечение депрессии у детей

Для достижения стойкой ремиссии требуется сочетание детской психотерапии и лекарственных методов. Детям показано назначение СИОЗС не менее нескольких недель. При необходимости дополнительно применяют седативные средства.

В психиатрической практике хорошо себя зарекомендовала использование когнитивно-бихевиоральной и семейной терапии. В зависимости от тяжести течения лечение проходит амбулаторно или в стационаре. После выздоровления важно относиться к ребенку с пониманием, поддерживать его создать дома спокойную обстановку.

Куда обращаться за помощью

Лечение психических расстройств требует опыта и комплексного подхода. Составить индивидуальную программу терапии помогут врачи частной психиатрической клиники Anima. Они используют современные психотерапевтические методики и эффективные лекарственные препараты. Лечение в стационаре проходит в комфортных условиях. Медцентр оснащен всем необходимым медико-техническим оборудованием. При необходимости доктора консультирует по телефону и выезжают на дом. Анонимность гарантируется.

Осложнения

Без своевременной терапии заболевание осложняется:

  • поведенческими расстройствами в 10-80% случаев;
  • субстанциальной зависимостью в 18-30%;
  • повышенной тревожностью в 30-80%;
  • дистимией в 20-80%;
  • иными аффективными расстройствами и нарушениями поведения в 20-50%.

У шестидесяти процентов детей и подростков присутствуют суицидальные мысли. Они переходят в намерения в 30% случаев. В восьмидесяти процентах самоповреждающие действия представлены селфхармом, нанесением себе ожогов, порезов, РПП.

Профилактика

Профилактические меры направлены на предотвращение первичного эпизода и уменьшение риска рецидивов. А основная мера направлена на создание благоприятной семейной обстановки, поддержание доверительных отношений с детьми. Требуется регулярный диспансерный осмотр, прием лекарств не менее года после исчезновения симптомов. Поддержка психолога или психотерапевта. Важное значение имеет соблюдение режима сна и отдыха, полноценное разнообразное питание, умеренная физическая активность, прогулки на свежем воздухе.

Прогноз

Депрессия относятся к рецидивирующим заболеваниям. У 25% детей повторный эпизод наступает в течение следующего года, в 40% – следующие 2 года, у семидесяти процентов спустя 5 лет. Во взрослом возрасте повышается риск диагностики БАР.

Список литературы:

  1. Шпиц Р.А., Коблинер У.Г. Первый год жизни. Психоаналитическое исследование нормального и отклоняющегося развития объектных отношений / пер.с англ. Л.Б. Сумм; под ред. А.М. Боковикова. – Москва : Академический Проект, 2006. – 362 с.
  2. Abrams, S. M., Field, T., Scafidi, F., & Prodrmidis, M. (1995) Newborns of depressed mothers. Infant Mental Health Journal, 16, 233-239. doi: 10.1002/1097-0355(199523)16:3<233::AID-IMHJ2280160309>3.0.CO;2-1
  3. Atkinson, L., Paglia, A., Coolbear, J., Niccols, A., Parker, K. C. H., & Guger, S. (2000) Attachment security: A meta-analysis of maternal mental health correlates. Clinical Psychology Review, 20, 1019-1040. doi: 10.1016/S0272-7358(99)00023-9
  4. Киселева М.Г. Депрессия у детей младенческого и раннего возраста // Национальный психологический журнал. – 2017. – №4 (28). – С. 95-104. doi: 10.11621/npj.2017.049.
Статья проверена экспертом
Горин Александр Владимирович Психиатр-нарколог