Психические заболевания

Идиотия

У ребенка диагностировали тяжелую форму олигофрении? Не знаете, куда обратиться за помощью? Расскажем все о симптомах и лечении идиотии.

Подробнее
vrach

Идиотия – врожденная тяжелая степень дефицитарности высших психических функций. Заметна уже в неонатальный период. Ребенок сильно отстает в психомоторном развитии. У него отсутствует речь, иные формы мыслительной деятельности. Они нуждаются в постоянном присмотре, поскольку не в состоянии освоить элементарные бытовые навыки. Эмоциональный фон не развит. Пациенты не способны узнавать родных. Верификация происходит на основании клинической картины, оценки психических функций, наблюдения. Лечение носит патогенетический, симптоматический характер.

Описание патологии

Олигофрения является не болезнью, а патологическим состоянием. Она имеет тенденцию к прогрессированию. Наиболее тяжелой ее формой является идиотия. Для нее характерно наиболее грубое нарушение развития познавательных способностей. В большинстве случаев оно сопровождается расстройствами моторики, тяжелыми соматическими аномалиями.

Частота встречаемости в популяции составляет один случай на 10 000. Это 3-5% от всех лиц с олигофренией. IQ таких больных не превышает 20-35. Речевая деятельность не развита полностью или представлена отдельными мычащими звуками. Часто они не понимают смысла обращенных к ним слов. Имеют ограниченные эмоциональные реакции. Манифестация отличается острым началом, стремительном течением, большим количеством внутренних поражений.

Поскольку термин “идиот” вышел за рамки сугубо медицинских диагнозов, приобрел негативный оттенок, в клинической практике рекомендовано использовать нейтральное: “умственная отсталость глубокой степени”.

Причины идиотии

Эти факторы делятся на две большие группы. Наиболее часто встречаются эндогенные причины. Они носят генетический характер. Реже влияют экзогенные тератогенные факторы.

Наследственные мутации вызваны генами аномалиями, эндогенными патологиями, рецессивно наследуемыми сбоями. Они приводят к:

  • синдрому кошачьего крика;
  • болезни Дауна, Клайнфельтера,
  • галактоземии;
  • фенилкетонурии;
  • гаргоилизму;
  • краниостенозу;
  • микроцефалии;
  • врожденным аномалиям головного мозга.

Спровоцировать развитие тяжелой формы умственной отсталости способны внешние воздействия в момент зачатия, беременности. Эмбрио- и фетопатии провоцируются интоксикацией организма будущей матери. Это состояние вызывает прием алкоголя, тератогенных лекарственных средств, наркотиков. Опасность представляет взаимодействие с лакокрасочной продукцией. Спровоцировать патологию может тяжелая недостаточность питания матери во время беременности.

К инфекционным патологиям, способных навредить плоду, относится токсоплазмоз, краснуха, цитомегаловирус, Treponema pallidum, сифилис, вирус простого герпеса, вирус Зака. Они хорошо проникают через фетоплацентарный барьер. Этиофактором становится резус конфликт ребенка, матери, несовместимость по АВО-системе.

Патологические роды, приводящие к асфиксии, внутричерепным гематомам, интракраниальным повреждениям не способны стать причиной идиотии, но могут усугубить уже имеющиеся расстройство.

Механизм развития

Патогенез идиотии ассоциирован с органическими поражениями головного мозга. Важно не только качество, интенсивность тератогена, но хроногенный фактор. То есть на каком этапе онтогенеза возникает действие вредности.

Пороки развития подразделяются на гаметопатии, бластопатии, эмбриопатии, фетопатии. Тяжесть поражения зародышей плода зависит от сроков дизонтогенеза. На ранних этапах они наиболее грубые, иногда несовместимые с жизнью. Начиная со второго третьего триместра тяжелые поражения встречаются редко. При этом патогенез олигофрении сложнее, поскольку начинаются воспалительные процессы в ЦНС. Они приводят к очаговым некрозам, формирование спаек, рубцов в ткани мозга.

В каждом индивидуальном случае не всегда удается установить патогенез. Механизмы ретардации, асинхронии не исчерпывают всей патогенетической сложности. Но идиотия – проявление ранней дизонтогении с преимущественным недоразвитием более поздно формирующихся структур. При этом чаще всего страдает кора.

Классификация

Расстройство разделяется на:

  1. Торпидную форму. При ней больные неподвижные, предоставленные сами себе.
  2. Возбудимый тип. Пациенты находятся в состоянии нецеленаправленного стереотипного возбуждения. Они раскачиваются, хлопают в ладошки, крутятся.

Симптомы

Клиническая картина развертывается с первых дней жизни ребенка. Наиболее ранние симптомы: слабые или отсутствующие реакции на внешние раздражители. У младенцев отсутствует комплекс оживления, дифференциальная улыбка при виде значимых взрослых. Мимическая активность сглажена. Не наблюдается интереса к игрушкам. Они не способны отличать посторонних и близких. У таких детей неосмысленный взгляд, отсутствует предметно-манипуляторная деятельность. Улыбка появляется поздно.

По мере взросления признаки поражения усиливаются. Развитие моторики существенно отстает от возрастных норм. Выявляется ЗПР, ЗППП. Дети не воспринимают обращенную к ним речь. Практически не идут на контакт. Реакция на попытки общения отсутствуют или носит неадекватный характер. У больных не развиты статические функции. Поскольку они не в состоянии освоить простейшие навыки ухода за собой, им необходим постоянный уход, присмотр.

Уровень интеллектуального развития позволяет освоить только самые простейшие виды интеллектуальной деятельности. Психика основана на безусловно-рефлекторном уровне. На процесс кормления возможно выработать рефлекс. При этом больные склонны к аллотриофагии. Они прожорливы. Пытаются поглощать несъедобные предметы. Эмоции представлены двумя простейшими реакциями: удовольствием, неудовольствием. Эмоциональные реакции недифференцированные. Большую часть времени больные апатичны. Периодически возникают вспышки немотивированной агрессии. Более сложная эмоциональная жизнь им недоступна. Они не способны радоваться, смеяться, переживать.

Идиотия: симптомы

Диагностика

Верификация основывается на клиническом исследовании, наблюдении. Диагностика требует привлечения междисциплинарной комиссии: педиатра, невролога, психолога, других узких специалистов. Проводится оценка неврологического и психиатрического статуса. Нужна проверка рефлексов, физического, интеллектуального развития. Аппаратные методики включают ЭЭГ, МРТ, КТ головного мозга. Дополнительно требуется цитогенетический анализ, лабораторные исследования: бактериологические, биохимические, иммунологические.

Дифференциация проводится с деменцией. В раннем возрасте она представляет большие сложности. Это связано с тем что любое повреждение мозга, приводящие к распаду приобретенных функций, навыков, вызывает олигофрению. Если заболевание имеет черты одновременно деменции и умственной отсталости, речь идет об олигофреноподобных состояниях. Идиотию необходимо различать с шизофренией, ЧМТ, церебро-сосудистыми заболеваниями. От последних она отличается тотальностью проявлений. Тяжелая олигофрения затрагивает интеллектуально-мнемотическую, двигательную, эмоционально-волевую сферу.

Лечение идиотии

Этиотропной терапии не существует. Лечение носит патогенетический характер. В зависимости от состояния назначают:

  • ферментотерапию при энзимопатиях;
  • прием гормональных препаратов при эндокринных нарушениях;
  • противосудорожные при эпилептических приступах;
  • специфическое лечение сифилиса, токсоплазмоза.

Симптоматический меры направлены на дегидратацию при наличии повышенного ВЧД. По показаниям проводится прием седативных средств. Улучшить состояние психических функций позволяют метаболиты.

В зависимости от формы расстройства требуется стимуляторы или нейролептики. Всем пациентам показана витаминотерапия, ЛФК, массаж, физиотерапия.

Профилактика

Первичная профилактика включает ведение здорового образа жизни во время беременности. Нужно исключение тератогенных факторов в период эмбриогенеза. Чтобы предотвратить фетальноалкогольный синдром надо полностью прекратить прием алкоголя. Продукты этилового спирта легко проникает через фетоплацентарный барьер. При этом неизвестно какова нижняя граница употребления, в какой период беременности спиртное наносит наибольший вред. При работе на вредных производствах, требуется освобождение от выполнения профессиональных обязанностей, переход на легкий труд.

Своевременная вакцинация матери позволяет исключить краснуху, пневмококковую, менингококковую инфекцию, как причины умственной отсталости.

Ранняя постановка на учет в женской консультации, выполнение рекомендаций снижают риски врожденных пороков. Будущей матери показан прием фолатов, чтобы снизить риск развития дефектов нервной трубки.

Куда обращаться за помощью

Несмотря на невозможность вылечить человека с этим расстройством, его состояние возможно улучшить. Лечение психических расстройств и стимуляция психических процессов помогают максимально раскрыть имеющийся интеллектуальный потенциал. Чтобы пройти курс терапии в комфортных условиях нужно обратиться в частную психиатрическую клинику Anima. Она оснащена медико-техническим оборудованием. Психиатры и психотерапевты отдают предпочтение комбинированным препаратам с меньшим количеством побочных действий. Если состояние пациента не позволяет привезти его в клинику, врач приедет на дом. Для родственников доступны консультации по телефону. Анонимность гарантирована.

Осложнения

Сочетанными патологиями являются тяжелые пороки, аномалии развития. У больных наблюдаются эпилептоидные припадки, параличи, эндокринные нарушения. Присутствуют различные типы дисплазии, дефекты пальцев, верхних и нижних конечностей. Частым осложнениям становятся суставные контрактуры, диастемы, грыжи, дискинезии, дисфункции ЖКТ, мочеполовой и сердечно-сосудистой системы. У больных встречается копрофагия, непроизвольное мочеиспускание, дефекация.

Прогноз

Сценарий неблагоприятный. Такие пациенты редко доживают до 18-20 лет. В большинстве случаев находятся специализированных учреждениях.

Список литературы:

  1. Альбрехт, Э. Я. Психолого-педагогическая характеристика нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией: Автореф. дис. … канд. пед. наук (13.00.03): М.: АПН СССР, НИИ дефектологии, 1976. – 21 с.
  2. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого ребенка. – М.: Просвещение, 1987. — 93 с.
  3. Гаврилушкина, О. П. Речевое общение как основа личностного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью // Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л. П. Носковой. – М.: Педагогика, 1989. – С. 98-120.
  4. Замский, X. С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания, обучения с древних времен до середины XX века. – М.: НПО «Образование», 1995.-400 с.
  5. Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребенка. – М.: Учпедгиз, 1939. – 64 с.
Статья проверена экспертом
Горин Александр Владимирович Психиатр-нарколог