Психические заболевания

Имбецильность

У вашего ребенка диагностировали имбецильность? Не знаете, куда обратиться за помощью? Рассказываем все о диагностике и лечении имбецильности.

Подробнее
vrach

Недостаточность умственного развития, которая сформировалась во внутриутробном периоде или в первые годы жизни ребенка, в медицине называют имбецильностью. Под этим понятием подразумевается олигофрения средней тяжести. Вместе с внешними проявлениями недоразвитого интеллекта врачи отмечают примитивную речь, низкий IQ — 25–50 баллов, усиление бессознательных инстинктов, проблемы с памятью. 

Диагноз имбецильность устанавливается после изучения полной клинической картины, оценки психомоторных и умственных способностей. Программа лечения подразумевает симптоматическую терапию с применением седативных препаратов, нейролептиков, ноотропов и прочих средств. Пациентам нужно медицинское наблюдение и регулярный уход вместе с адекватными методами воспитания. 

Имбецильность: что нужно знать о заболевании?

Имбецильность называют не только олигофренией, но и слабоумием. Обычно данное заболевание развивается при патологических реакциях, протекающих во внутриутробном или постнатальном периоде. Психические отклонения при нем более выражены, а обучаемость пациентов — проявляется в меньшей степени, чем при диагнозе «Дебильность». А вот эмоциональный фон у таких больных разнообразнее, чем при Идиотии. 

Согласно статистическим сведениям имбецильность диагностируется относительно редко. Количество пациентов с таким медицинским заключением среди лиц с недоразвитой психикой составляет примерно 20%. Специалисты говорят, что от имбецильности страдает 4 человек из 10 тыс. 

В результате сильной внушаемости и желания подражать довольно странным примерам пациенты нуждаются в регулярном наблюдении. При попадании такого больного в неблагоприятные условия, они теряются и способны делать асоциальные поступки. 

Почему развивается имбецильность?

Внутриутробные причины появления данного заболевания поделены на определены группы. Они включают следующие факторы:

  • ведение матерью нездорового образа жизни во время вынашивания ребенка;
  • травмирования плода при беременности / во время родов;
  • разный резус-факторов у матери и ребенка;
  • осложнения во время беременности / поздний токсикоз, проявляющийся при эклампсии или преэкламсии;
  • генетическая предрасположенность — если в семейном анамнезе у одного из родителей были подобные нарушения, вероятность развития психического расстройства у детей повышается;
  • злоупотребление спиртными напитками, табачной продукцией, психоактивными веществами, безрецептурными фармакологическими препаратами;
  • радиационное облучение;
  • инфекционные болезни.

Также на формирование данного отклонения влияет несбалансированное питание во время беременности. Если женщина отдавала предпочтение нездоровой еде и отказывалась от продуктов, где содержится много витаминов — риски появления на свет ребенка с имбецильностью увеличиваются. К этой категории причин относят:

  • вегетарианство;
  • дефицит йода или плохое усвоение продуктов, где он присутствует.

Если говорить о второстепенных факторах, провоцирующих развитие психического отклонения II степени в первые три года жизни малыша, то к ним относят:

  • травмы головы;
  • дефицит йода;
  • неправильное лечение или его отсутствии при инфекционных / воспалительных поражениях;
  • отсутствие или пренебрежение родителей;
  • равнодушное отношение к развитию и воспитанию ребенка.

Имбецильность: симптоматика

Терапевтические манипуляции при отставании ребенка в развитии зависят выраженности проявлений заболевания. В медицине имбецильность поделили по степени тяжести на три формы:

  • минимальная — диагностируется при IQ от 35 до 50 баллов;
  • умеренная — выявляется при показателях IQ в 25–34 балла;
  • глубокая — IQ достигает отметки в 20–25 баллов.

Минимальную форму заболевания врачи рассматривают в качестве пограничного состояния, когда еще полностью не сформировался ни дебилизм, ни имбецильность. По этой причине большая часть врачей не учитывают ее при классификации. 

При умеренной степени тяжести у пациентов диагностируют:

  • небольшой словарный запас;
  • слабо развитую мелкую моторику;
  • низкий эмоциональный фон.

Тяжелая степень поражения вызывает у ребенка:

  • резко сниженные умственные способности;
  • недоразвитость моторики;
  • трудности в простом уходе за собой.

Поведение больного во многом зависит от его характера. Некоторые пациенты могут быть достаточно покладистыми и добродушными, другие же — ведут себя агрессивно. Больные способны отличаться как полной апатией и заторможенными реакциями, так и чрезмерной активностью / подвижность. 

Типичными симптомами такого отклонения считают застывшее выражение лица, без признаков мимики и редкую частоту моргания. У большинства пациентов врачи отмечают грубую структуру черепа и физические изъяны развития по типу: 

  • прирастания мочек;
  • нарушения прикуса;
  • гидроцефалии и прочего. 

Вне зависимости от возрастной группы такие индивиды на всю жизнь остаются с мышлением дошкольника. Они не способны завести семью, их общение ограничивается родителями и родственниками, в некоторых случаях добавляются пациенты из групп реабилитации. 

Помимо ранее описанных симптомов у пациентов наблюдаются проблемы с координацией движений и моторикой. Они обычно сутулятся, ведут себя довольно неуклюже, скованно. В большинстве случаев такие индивиды не могут выполнять мелкие движения кистями рук. 

Пациенты с данным диагнозом не склонны к чистоплотности, часто переедают и проявляют распущенное поведение. Нередко у них выявляют разные неврологические отклонения:

  • эпилепсию;
  • парезы;
  • нарушения чувствительности.

В некоторых случаях врачи диагностируют признаки аутизма. Мыслительная деятельности последовательна, но довольно примитивна. Имбецилы лишены способности к абстрагированию. У них отмечают: 

  • сниженные волевые качества;
  • узкий круг интересов;
  • проблемы с памятью и вниманием.

Речь пациенты понимают, но вот сами выражаются довольны шаблонными предложениями. Запас их слов состоит не более чем из 200–300. При особом подходе и проведение комплексного лечения психического расстройства больных можно обучить простым правилам счета, чтению по слогам. 

Элементарные навыки ухода за собой лица с представленным диагнозом получают с помощью:

  • способности к подражанию действий окружающих;
  • длительного повторения;
  • обучения. 

Однако самостоятельно предпринимать решения они не могут, без присмотра других не делают ничего. Их потребности заключаются в удовлетворении чувства голода и прочих простых инстинктов, сфокусированных на выживании.

У большей доли пациентов выявляют хорошие слуховые функции. Непривычная обстановка может вызывать у них агрессию и растерянность, что опасно для окружающих. Такие индивиды часто привязываются к людям, которые обеспечивают уход за ними. 

Отличительной чертой имбицилов от пациентов с идиотией считается проявление любви к родителям, они обычно называют их по именам. Однако вместе с этим они способны довольно быстро забывать, как зовут других их знакомых. При похвале больные ощущают удовлетворение, а вот выговоры воспринимают отрицательно.

Эти особенности поведения приводят к появлению проблем с социализацией. Общественная деятельность в таких случаях маловероятна, ведь пациенты не способны к выполнению сложных не шаблонных действий. При чрезмерной агрессии и активности, а также вследствие длительного нахождения в неблагоприятной среде, они становятся опасными не только для себя, но и окружения. 

Имбецильность: симптомы и диагностика

Как диагностируют имбецильность?

Такой диагноз врач может установить после проведения теста на IQ. Дополнительно для этого используется сбор подробного анамнеза:

  • как проходила беременность матери;
  • какие заболевания были перенесены пациентом;
  • в каких условиях он содержался;
  • когда появились первые признаки нарушения.

С помощью тестирований и спецшкал, например Векслера, врач проводит оценку интеллектуальных способностей больного. Во время беседы уточняются: 

  • привязанности пациента;
  • уровень успеваемости в школе;
  • показатели речевых и социальных навыков.

Наследственное заболевание плода диагностируют благодаря аппаратным исследованиям. Для определения источника имбецильности врачи используют КТ / МРТ мозга. Аппаратное обследование помогает получить послойные снимки головного мозга и установить характер нарушений в нем. 

Сосудистые поражения диагностируются с помощью результатов ангиографической диагностики и реоэнцефалографии. Для обнаружения функциональных сбоев в активности главного центра и проведения динамического наблюдения назначают ЭЭГ. 

Описываемое отклонение обычно дифференцируют от: 

  • ранней формы шизофрении;
  • определенных видов врожденной эпилепсии;
  • деменции приобретенного характера. 

Эти заболевания тоже сопровождаются пониженным уровнем интеллектуальных способностей. Для дифференцирования проводятся консультации у врачей из области нейрохирургии, психиатрии, эпилептологии. 

Имбецильность: способы лечения

Полностью излечить заболевание сегодня невозможно. Однако при правильной и комплексной терапии можно в разы улучшить качество жизни таких пациентов, а также предоставить им необходимые навыки для нормального существования. Лечение проводится под строгим контролем врача. 

Вместе с этим используются фармакологические препараты, которые назначаются в зависимости от симптоматики отклонения. Как правило, пациентам с имбецильностью назначают:

  • психотропы;
  • психо- и биостимуляторы;
  • транквилизаторы;
  • нейролептики;
  • седативные средства;
  • ноотропы;
  • сосудорасширяющие препараты;
  • поливитаминные комплексы с большим содержанием витаминов группы В.

В случаях, если причина данного нарушения специфическая, дополнительно предписывают:

  • при гипотиреозе — заместительную гормонотерапию;
  • при фенилкетонурии — диетический рацион и препараты для торможения деятельности щитовидной железы;
  • при мозговом инфицировании / токсоплазмозе — антибиотики. 

Если имеются показания врач назначает дегидратацию, а также противосудорожные препараты. Вместе с этим обязательным условием эффективного лечения становится посещение членами семьи психоневролога или психотерапевта. Врач: 

  • предоставляет им данные о течении заболевания, его особенностях, 
  • обучает корректному поведению с такими пациентами, чтобы предотвратить различные проблемы. 

При отклонениях в структуре позвоночника и болезненных ощущениях в нем у больного необходима помощью вертебролога, а для развития речи — логопеда. При асоциальном поведении и чрезмерной агрессии назначается терапия психических отклонений. 

Иногда в ситуациях, когда у больных не диагностируют враждебного поведения и он не представляет опасности для других, лечение выполняется на дому. В привычных условиях пациенты легче поддаются терапии. 

В ситуациях, которые требуют коррекции и определения поддерживающих дозировок лекарств, лучше отправить больного в стационар. В больнице он будет находиться под постоянным наблюдением врачей. Такой вариант лечения позволит быстрее выбрать необходимую дозу активного компонента, нужного для коррекции поведения и восстановления нормального состояния. 

Имбецильность: профилактика и дальнейший прогноз

Что будет с больным после лечения? Ответ на этот вопрос зависит от: 

  • уровня умственной отсталости;
  • времени постановки медицинского заключения;
  • начала терапии. 

Как правило, заболевание выявленное в начале развития, поддается коррекции. Это помогает снизить риски интеллектуальных отклонений и адаптировать больного к социальной жизни.

Отсутствие способности к ведению самостоятельной жизни требует постоянного контроля со стороны врачей и членов семьи пациента. Дети проходят домашнюю программу обучения или находятся в спецшколе с особым подходом. 

Профилактика данного психического нарушения разделена на две стадии: первичную и вторичную. В первом случае необходимые мероприятия проводят еще на этапе внутриутробного формирования малыша. Они состоят в: 

  • своевременной постановке будущей матери на учет в ЖК;
  • адекватном ведении беременности;
  • ранних обследованиях, позволяющих изучить плод до его полноценного развития / рождения.

Вторичные профилактические мероприятия — раннее выявление заболевания у новорожденных, коррекция умственного и психического развития, а также реабилитация и адаптация ребенка в обществе. 

Используемая литература:

  1. Pediatric Intellectual Disability. C Simon Sebastian, MD Professor of Psychiatry and Health Behavior, Director of Schizophrenia and Mood Disorders and Director of MHMR Clinic, Medical College of Georgia at Augusta University / 2018. 
  2. Intellectual Disability. Ari S Zeldin, MD, FAAP, FAAN Staff Pediatric Neurologist, Naval Medical Center San Diego / 2021.
  3. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)/под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2003. – 272с.
  4. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с. 
Статья проверена экспертом
Горин Александр Владимирович Психиатр-нарколог